КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ИКОНА «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» - Страница 5

На Влахерны в Патерике указывают и константинопольские мастера, как на место, куда призвала их «Царица», и где была им вручена икона Божьей Матери. К заступничеству Божьей Матери через Её икону в Киеве прибегали во время осады Чигирина татарами, о чём сообщается в издании Синопсиса 1678 г.: по благословению архимандрита Иннокентия (Гизеля) чудотворную икону «Богородицы Киево-Печерской, которая никогда до того времени не выносилась из обители Печерской» 27 августа 1677 г. обнесли крестным ходом вокруг Верхнего города в Киеве; татары обратились в бегство. Согласно преданию, Пётр I молился перед лаврской святыней накануне Полтавской битвы и затем «приносил перед ней благодарение» за дарованную победу. Царь, получив известие об опустошительном пожаре в Киево-Печерской лавре в 1718 г., спросил, цела ли чудотворная икона «Успение». Услышав, что икона спасена, сказал: «Итак, всё сохранилось». В память о победе над Наполеоном перед иконой «Успение», которую в 1812 г. крестным ходом обносили вокруг обители, была подвешена неугасимая лампада, состоявшая из десяти лампад разноцветного стекла меньшего размера. Особое значение в восстановлении и формировании почитания древней святыни принадлежит гравированным изображениям Киево-Печерской иконы. Датированная 1660 г. гравюра мастера Илии с включённой в композицию иконой была вынесена на титульный лист первого печатного издания Киево-Печерского патерика (Киев, 1661 г.): в верхней части листа два ангела поддерживают икону «Успение Пресвятой Богородицы» с надписью на рамке: «икона чудотворная манс печер (монастыря Печерского)». На гравюре из того же издания мастера Илии «Чудо во Влахерне» Богоматерь, сидящая на троне, протягивает мастерам небольшую горизонтального формата икону со схематичным изображением Успения Пресвятой Богородицы. В последней четверти XVII в. создаются гравюры, не только более детально воспроизводящие икону, но и соответствующие размерам оригинала. Такова станковая гравюра на меди 1686 г. работы живописца и гравёра Ивана Щирского (в монашестве Иннокентий): в верхней части в раме с растительным орнаментом помещено «истинное подобием и мерою» изображение Киево-Печерской иконы; ниже – 19 строк текста с кратким изложением истории иконы (общий размер 67,6х47,7 см; Национальный музей имени Андрея Шептицкого во Львове). Ещё одна подобная гравюра на деревянной доске, сделанная мастером Феодором, исследователи встречают в изданиях Киево-Печерской лавры (Псалтирь, 1697 г.; Октоих, 1699 г.). Работу Ивана Щирского повторяет также ксилографическая доска 1720 гг. гравёра Георгия (Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник). По гравюре Ивана Щирского была также выполнена икона конца XVII в. из коллекции Национального художественного музея Украины, в нижней части которой помещён картуш с текстом и изображение преподобных Антония и Феодосия Печерских по сторонам Успенского собора Киево-Печерской лавры. В 1670 гг. почитание Киево-Печерской иконы распространяется и в Москве, о чём свидетельствуют её ранние датированные списки, связанные с боярином Богданом Матвеевичем Хитрово. Его вкладом в Троице-Сергиев монастырь в 1671 г. стал написанный Симоном Ушаковым список чудотворной Киево-Печерской иконы в драгоценном окладе (Сергиево-Посадский историко-архивный художественный музей-заповедник). Ещё один список (1677 г.) в серебряном окладе, согласно надписи, был благословением архимандрита Иннокентия (Гизеля) боярину Хитрово (Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник).

 



 
PR-CY.ru