КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ИКОНА «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» - Страница 4

В разделе «Чуда Пресвятой Богородицы Печерской», включающем пересказ главы из Киево-Печерского патерика, говорится: «…И дала им образ успения своего, жебы такий был в церкви намесный». Э.С. Смирнова, анализируя «тёмный период» в истории иконы – между домонгольским временем и XVII в., обращает внимание на то, что списки Киево-Печерской иконы фигурируют в преданиях Яхромского и Псково-Печерского монастырей. В Житии Космы Яхромского XVI в. говорится о явлении святому на дереве иконы «Успение». С ней он отправился в Киево-Печерский монастырь, неся, таким образом, обретённый образ к чудотворной Киево-Печерской иконе. Там он принял постриг и, вернувшись на Яхрому около 1482 г., основал монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. В описи 1906 г. Яхромской обители упоминается икона «Успение Пресвятой Богородицы» – монастырская святыня, близкая по размерам к Киево-Печерской иконе (6х9 вершков). В Псково-Печерском монастыре были две прославившиеся чудесами иконы «Успение» (XI или XII в.) и написанная в 1521 г. Изображение одной из них (исследователям неясно, какой именно), разнящейся по формату, но близкой по иконографии к Киево-Печерской иконе, приведено в своде чудотворных икон Евгения Николаевича Поселянина (Погожева). Таким образом, «если за легендами обоих монастырей об иконах «Успение» кроется реальность (в чём у исследователей нет уверенности), то исследователи могли бы полагать, что в XV–XVI вв. в Киево-Печерском монастыре теплилось особое почитание маленькой иконы «Успение», но к концу XVI в. этот культ забылся и в 1660 гг. был возрождён». В XVII – начале XX вв. Киево-Печерская икона помещалась в Успенском соборе над царскими вратами. «Украшение этой главной иконы Лавры было настолько же великолепным, как горяча была любовь к ней верующих». В 1800 г. киевский ювелир П. Гуртифельд изготовил для Киево-Печерской иконы взамен обветшавшей новую золотую ризу, которую украшали 1073 бриллианта, 124 алмаза и 19 яхонтов. Венцы на Спасителе и Богородице были унизаны крупными бриллиантами, а изображение одра окружено большими алмазами. По краям иконы также были выложены бриллианты и крупные «яхонты». Для украшения иконы были использованы пожертвования «доброхотных дателей» и находившиеся при ней золотые и серебряные привески с драгоценными камнями. Серебряный круг, в который вставлялась икона, в 1822 г. был украшен позолоченными звёздами с топазами и аквамаринами (ювелир Александр Cамсонович Стрельбицкий). На круге (диаметр 15 вершков) были чеканные изображения Бога Отца со Святым Духом и двух ангелов, поддерживающих икону. Круг помещался по центру среди расходящихся в стороны серебряных и позолоченных лучей. В описаниях упоминаются многочисленные золотые и серебряные привески внизу иконы, принесённые в дар. В 1896 г. московская фирма Ивана Петровича Хлебникова сделала новый золотой оклад стоимостью 22 950 руб. с множеством драгоценных камней. Бриллиантовая риза 1800 г. хранилась в ризнице и одевалась на икону по праздникам, в будни была скромная риза. Ежедневно после окончания утрени и литургии икону на шёлковых шнурах опускали для поклонения богомольцев. Каждую среду перед литургией совершался соборный акафист Успению Пресвятой Богородицы; чудотворный образ опускали, так что во время чтения акафиста он находился перед царскими вратами. Алмазы и бриллианты на окладе создавали игру лучей, и чудотворный образ являлся в искрах и сполохах света. Традиция опускать и поднимать икону напоминает о так называемом обычном чуде во Влахернском храме Константинополя, описанном в 1075 г. Михаилом Псёллом: завеса перед иконой Богородицы чудесным образом поднималась, открывая «оживший» образ, затем опускалась на прежнее место.

 



 
PR-CY.ru