КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ИКОНА «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» - Страница 3

И.А. Карабинов, не считая Киево-Печерскую икону «наместной», не отрицал древности иконы, более того, подчёркивал преемственность памяти Успения Пресвятой Богородицы в Печерской обители, начиная с преподобного Антония, постриженика Святой Горы Афон: главный святогорский храм (храм Протата) освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы, то же освящение было у первоначальной церкви при Дальних пещерах монастыря. Такое освящение может говорить и о связи с Влахернами, а именно с часовней Агия-Сорос (Святая рака), в которой находилась «реликвия, напоминавшая об Успении Богородицы – Её мафорий». Не подвергая сомнению древность Киево-Печерской иконы, исследователь в то же время заметил, что «сказать что-либо определённое ранее расчистки её трудно». В описании чудотворной Киево-Печерской иконы второй половины ХIХ в. отмечалось, что «икона эта от времени весьма потемнела». Анализ иконографических особенностей Киево-Печерской иконы на основании сохранившихся списков, датируемых не раньше второй половины XVII в., показал исследователям, что они близки к схеме византийских изводов Успения Пресвятой Богородицы XI – начала ХII вв. Энгелина Сергеевна Смирнова считает, что среди апостолов «в прототипе киево-печерской иконографии в правой группе с вдохновенно поднятой рукой был изображён именно Андрей»; это «повторяет редкую подробность константинопольских “Успений”» и делает логичным то, «что из Константинополя в Киев в 70-х гг. XI в. действительно была принесена икона “Успение”». Высказанное рядом авторов мнение о том, что древняя святыня с точки зрения иконографии является поздним образцом, моделью для создания которого послужили венецианские гравюры, представляется исследователям неубедительным. На иконах, воспроизводящих тип Киево-Печерской иконы, уникальным и в то же время устойчивым элементом иконографии исследователи считают изображение в левой части одра Богородицы дверцы реликвария (часто дверца сделана из металла, как, например, на иконе XVIII в. из Софийского собора в Великом Новгороде). На некоторых ранних списках иконы (1677 г., Владимиро-Суздальский музей-заповедник; 1702 г, Третьяковская галерея) на дверце написаны имена мучеников: Артемий, Полиевкт, Леонтий, Акакий, Арефа, Иаков и Феодор. Имена этих святых приведены в Киево-Печерском патерике (Слово 2): их мощи были даны Богородицей для закладки в основание Успенского собора. Предположение о том, что древняя икона могла быть реликварием, вмещающим мощи семи мучеников, позволяет исследователям связывать её с «наместной» иконой, принесённой греческими мастерами из Константинополя. Э.С. Смирнова указывает на такую особенность, как отсутствие связи между изображением на иконе и составом вложенных в неё мощей. Иконы-реликварии известны в искусстве (икона «Знамение», 1130–1140 гг., Софийский собор в Великом Новгороде), особенно в палеологовский период. Тем не менее, письменно зафиксированное почитание Киево-Печерской иконы как древней «наместной» иконы Киево-Печерского монастыря относится только ко второй половине XVII в. и связано с начавшимся в конце XVI в. процессом активного укрепления духовного авторитета Киево-Печерской лавры и восстановления поклонения её древним святыням. В настоятельство архимандрита Иннокентия (Гизеля; 1656–1683 гг.) в лаврской типографии была издана книга архимандрита Иоанникия (Галятовского) «Ключ разумения» (1659, 1660 гг.), в которой содержится первое упоминание о принесённой мастерами из Константинополя иконе с указанием её иконографии – «Успение Пресвятой Богородицы».

 



 
PR-CY.ru