КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ИКОНА «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ИКОНА «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» (празднование 3(16) мая в память принесения иконы из Константинополя, в один день с памятью преподобного Феодосия, и 15(28) августа – в день Успения Пресвятой Богородицы) – чудотворная, святыня Киево-Печерской лавры в честь Успения Пресвятой Богородицы. Киево-Печерская икона не сохранилась до наших дней. Лаврское предание традиционно связывает её с древней «наместной» иконой Успенской (Великой) церкви, принесённой зодчими из Константинополя преподобным Антонию и Феодосию в 1073 г.: «Первую святыню Печерской Лавры составляет чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, и потому украшена она паче всех святынь сей Лавры. Она писана древней греческой живописью на кипарисной деке шириною в 9, а вышиною в 6 с половиной вершков (около 40х29 см)». Утвердившееся с XVII в. предание основано на рассказе из Киево-Печерского патерика (первая треть XIII в.) «О пришествии мастеров церковных от Царьграда к Антонию и Феодосию». Во втором Слове устами зодчих рассказывается о том, как они по зову «Царицы» пришли во Влахерны и там Богородица «…дасть ти нам сию икону: “Та наместная, рече, да будет”, Ей же поклонившеся изыдохом в домы своя, носяще и сию икону, юже прияхом от руку Царицину». Икона имела вытянутый по горизонтали формат. Богородица лежит на одре с изголовьем, обращённым влево. По центру за одром – фигура Спасителя в мандорле, держащего на левой руке спеленатую душу Богородицы. По сторонам вверху – два летящих ангела с белыми убрусами в руках, готовые принять душу Богородицы. 11 апостолов (без апостола Фомы) разделены на две компактные группы: пять апостолов – у главы Богородицы, шесть – у Её ног. Слева на переднем плане представлен апостол Пётр с кадилом в руке. Апостол Павел изображён справа, его руки лежат на краю одра. Позади одра – апостол Иоанн Богослов, склонившийся к изголовью Богоматери. Выделяется фигура апостола Андрея с характерным жестом простёртой вперёд руки. Композицию фланкируют два здания с высокими двускатными крышами. В Киево-Печерском патерике принесённый из Константинополя образ называется «Богородичной иконой» без каких-либо указаний на иконографию, в том числе связанную с Успением Пресвятой Богородицы. При этом неоднократно упоминаемая в тексте древняя икона устойчиво именуется «наместной»: «(Богородица мастерам) Своего Пречестнаго образа икону дароваши, и ту наместницу постави, от нея же чудеса многа сотворяются и доныне»; «...видехом сию церковь и чудную икону наместную, глаголюще нам: “Человецы, что всуе мятетеся, не покоряющеся воли Сына Моего и Моей”». В Патерике исследователи также встречают одно из самых ранних упоминаний икон типа «наместная». В тексте содержится указание на особый характер почитания принесённой из Влахерн иконы – как образа храмового. К такому пониманию «наместной» иконы – «главной иконы храма», в частности, склонялся Евгений Евстигнеевич Голубинский. Однако вопрос о том, где именно в Успенском соборе могла находиться эта (и вообще «наместная») икона, остаётся дискуссионным.

 



 
PR-CY.ru