КАСТАМОНИТ, Констамонит - Страница 5

Игумену удалось убедить Радича, и сербский вельможа, владевший серебряными рудниками, установил для Кастамонита ежегодную ренту в 20 литр серебра и сделал ряд других важных дарений, что, с точки зрения К. Павликианова, объясняется сербским или болгарским происхождением игумена Неофита (сохранилась славянская подпись Неофита под актом монастыря преподобного Павла 1423 г.). Присутствие в Кастамоните славянских монахов прослеживается ещё с середины XIV в.: в 1344 г. в Кастамоните была переписана на сербском языке рукопись, содержащая сочинения Иоанна Златоуста, а в 1360–1366 гг. в келлии св. Саввы в Карее – Триодь с протографа из монастыря Кастамонит «оть изводь кастомонитскыхь». После смерти Радича Кастамонит лишился ренты, но получил во владение семь деревень в Сербии, переданных великому чельнику по хрисовулам сербских деспотов. Кроме того, Кастамониту предназначалась половина принадлежавшей Радичу шахты в Руднике и некоего устройства (очевидно, плавильной печи) в Каменице; вторая половина должна была отойти монастырю Георгия Победоносца (Врачевшница). Щедрые пожертвования Радича, по мнению исследователей, повлияли на рост благосостояния Кастамонита после кризиса начала XV в. При передаче Радичем монастырю Ватопед деревни Бело-Поле на реке Морава (28 марта 1432 г.) специально оговаривалось, что судну из Кастамонита позволяется свободно причаливать в Бело-Поле (очевидно, что судно появлялось на Мораве в связи с использованием шахт). Годом позже, 22 мая 1433 г., Радич, посоветовавшись со своим духовным отцом, митрополитом Арильским Марком, составил второй документ, определявший отношения между донатором и восстановленным им Кастамонитом и фиксировавший ряд новых дарений и привилегий. Согласно ему, Кастамонит должен был придерживаться общежительного устава; игумен, выбиравшийся братией, действовал в согласии с советом шести избранных монахов, с которыми следовало обсуждать любое важное решение, кроме вопросов, относящихся к духовной сфере. Монахам надлежало испрашивать совет настоятеля по поводу любого предприятия. Всё имущество являлось общим; монахам запрещалось владеть чем-либо без позволения настоятеля; если монах получал что-либо в дар, он мог оставить себе лишь то, что позволят игумен и совет. Желающий сохранить своё имущество не мог быть принят в монастырь, ему позволялось только переночевать в монастырской гостинице. Запрещалось продавать или отдавать в залог отделанные серебром предметы (церковную утварь, облачения священников и др.) и книги, подаренные Радичем монастырю. Такой же запрет налагался на деревни и доли в шахтах Ново-Брдо и Рудника, переданных Радичем Кастамониу; эти владения могли быть заложены только в случае крайней необходимости, и впоследствии их надлежало выкупить обратно. Радич вновь обещал до конца жизни выдавать Кастамониту 20 литр серебра в год и дополнительно 2 литры на содержание больных в монастырской лечебнице. Оговаривалось, что, если Радич приедет на Афон принять монашество в Кастамоните или в одном из подчинённых Кастамониту обителей, он получит всё необходимое для содержания, в том числе из дохода от переданных им деревень, однако не будет требовать вернуть дарованное к тому моменту серебро. Из дохода от деревень будут браться средства на содержание лечебницы, а также 2 литры или более для игумена.

 



 
PR-CY.ru