КАССИАН, Босой, Косма - Страница 6

Захоронения в «новом» приделе сильно пострадали при закладке фундамента нового Успенского собора в 1688 г. Сведения о почитании Кассиана ограничиваются XVI в. Немногочисленность списков Жития Кассиана, их преимущественно волоколамское происхождение и бытование указывают на то, что память святого чтилась особенно в Волоколамском монастыре. Почитанию Кассиана в Волоколамском монастыре способствовал, книгописец Евфиммий (Турков), настоятель обители в 1575–1587 гг. В предисловии к сборнику второй половины XVI в. Игумена Евфимия (Российская национальная библиотека) Кассиан указан первым среди учеников преподобного Иосифа. Игумен Евфимий назвал Кассиана наряду с Иосифом, Ионой Головой и книгописцем Герасимом Чёрным «начальником» и «учителем». Память Кассиана содержится в составленном Евфимием «Списке старой кормовой», где соединены синодик и кормовая книга Иосифова Волоколамского монастыря (Исторический музей); вскоре эту рукопись Евфимий заменил «новым списком» (Исторический музей). В выписке из обиходника Волоколамского монастыря последней четверти XVI в. Кассиан назван «преподобным». Наличие пространного повествования о Кассиане в «Степенной книге», составитель которой, как полагают исследователи, не был знаком с Житием святого, указывает на то, что в середине XVI в. рассказы о Кассиане бытовали и за пределами Волоколамской обители (при митрополичьей кафедре и в близком к ней Чудовом в Чуда архангела Михаила в Хонех монастыре, где, судя по всему, создавалась «Степенная книга»). В Житии Даниила Переяславского (около 1556 – 1562 гг.) отмечены добродетели Кассиана, определившие выбор великим князем восприемника при крещении наследника («сему сущу в добродетелех состаревшуся»). В 1563/1564 г. Иван IV «учинил память по отце своем крестном по старце по Касьяне по Босом и велел по нем кормити корм на всяк год на его преставление месяца февраля 11, а деньги на корм имати на всяк год по семи рублев изо государевы казны». Канонизацией Кассиана стало включение его имени в Собор Московских святых, празднование которому было установлено в 1997 г. Изображения Кассиана, по мнению исследователей, встречаются на миниатюрах Лицевого летописного свода 1570 гг. в рассказе о крещении им и Даниилом Переяславским сына великого князя Василия III, впоследствии царя Ивана IV (Шумиловский том – Российская национальная библиотека). В группе окружающих купель монахов в светлых священнических ризах или в тёмных мантиях определить, кто из них Кассиан, исследователи не могут.



 
PR-CY.ru