КАССИАН, Босой, Косма

КАССИАН, Босой, Косма (1438 или 1439 – 1532 гг.) – Волоколамский. Житие Кассиана («Житие и подвизи въкратце старца Касиана, рекомаго Босого, иже бысть во Иосифове монастыре, о немже слышах преже мене бывших, иное же своима очима видех») было составлено в середине XVI в. Оно сохранилось в трёх списках середины – второй половины XVI в., происходящих из Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря – Исторический музей, Российская государственная библиотека; Житие опубликовано по списку Исторического музея). Существуют разные точки зрения относительно авторства Жития. Согласно одной гипотезе, оно было написано учеником Кассиана Фотием (ум. в 1554 г.). Согласно другой, Житие составил ученик Фотия Вассиан Кошка. Ряд исследователей допускают возможность написания Жития как Фотием, так и Вассианом. При составлении Жития привлекался материал из Жития Иосифа Волоцкого, написанного епископом Саввой (Чёрным), послания волоцкого игумена Нифонта (Кормилицына) великому князю Василию III Ивановичу, вероятно, использовались бытовавшие среди насельников Волоколамского монастыря рассказы Кассиана, возможно, переданные учеником преподобного Фотием. Рассказ о кончине Кассиана, по мнению исследователей, принадлежит волоцкому игумену Нифонту (на этом основании Арсений Петрович Кадлубовский считал его «соучастником» написания Жития). В источниках сообщается, что Кассиан скончался в возрасте 93 лет; происходил из Переяславля, по мнению исследователей, из рода служилых землевладельцев. Отсутствие упоминания родственников Кассиана в источниках косвенно свидетельствует, что он был выходцем из среды мелких или средних землевладельцев, которые составляли большинство среди вотчинников Переяславского уезда в XV–XVI вв., где заметное развитие получило землевладение княжеских слуг. На принадлежность Кассиана к этой среде косвенно указывает и состав братии Волоколамской обители в конце XV – XVI в., когда в монастыре значительную роль играли выходцы из названных социальных слоёв: Санины, Полевы, Ступишины, Ленковы и др. «Дошед съвершена возраста», Косма поступил на службу, по мнению исследователей, в Москве: «И съводворяяся с жывущими в царской полате; и его ради мужества, и крепости, и силы позна его и самодержець, князь велики Иван Васильевич всея Русии, иже и научи его, самодержьца, праволучно стрелы пущати по знамени (цели), и сего ради бысть от дръжавнаго в чести и в брежении». Учитывая возраст как Кассиана, так и великого князя Ивана III Васильевича (род. в 1440 г.), которого Косма учил стрелять из лука, исследователи полагают, что преподобный оказался на службе у Московского великого князя в 1450 гг. Упоминание о «мужестве» святого (если, конечно, речь не идёт об агиографическом топосе) даёт исследователям основания предположить, что он участвовал в военных походах. Через некоторое время Косма пришёл в Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь и принял постриг от преподобного Пафнутия. Это произошло не позднее 1477 г. (год кончины преподобного Пафнутия). Судя по тому что в составленной Иннокентием вскоре после смерти Пафнутия «Записке», где упоминаются наиболее видные монастырские старцы, Кассиан не назван, исследователи предполагают, что он принял постриг незадолго до смерти основателя Боровского монастыря.

 



 
PR-CY.ru