КАРТУЗИАНЦЫ - Страница 8

Монастырский комплекс обычно включает центральный храм, один или два клуатра, рефекторий (трапезную), дом капитула и ряд закрытых келий в виде улицы из отдельных домиков (братья-миряне обычно живут в особом доме в общем помещении). В центре клуатра часто располагается монастырское кладбище для постоянного напоминания о скоротечности жизни. Кельи картузианцев устроены по образцу крестьянских домов. Обычно они двухэтажные. На первом этаже располагаются сарай для хранения дров и мастерская, на втором – спальня с обеденным (письменным) столом и молельня с генофлекторием (подставка для коленопреклонений). Монахи живут в полной изоляции от мира, получая всё необходимое (пищу, книги, вещи) через специальное окошко рядом со входом в келью. Во дворе кельи может располагаться небольшой сад. Большую часть времени картузианцы проводят в кельях, покидая их по галереям только для участия в общем богослужении и в заседаниях капитула. Совместные трапезы совершаются лишь на праздники. При этом установлены еженедельные (обычно трёхчасовые) прогулки (spaciamentum) за пределами обители, во время которых разрешается беседовать с другими монахами (ранние картузианцы следовали традиции клюнийских монастырей и изъяснялись между собой преимущественно жестами). Согласно орденской традиции, изложенной приором Гвиго II, основу монашеской жизни составляет прохождение четырёх ступеней (чтение, благочестивые размышления, молитва, созерцание). В целом аскетические практики Ордена являются одними из самых суровых в католической церкви. У картузианцев принят так называемый монашеский пост, который начинается 14 сентября и продолжается до Пепельной среды – первого дня Великого поста, по сути, мало отличающегося от монашеского. В этот период картузианцам предписывается лишь одна трапеза в день (кроме воскресений и праздников), состоящая из пищи растительного происхождения. От Пасхи и до начала монашеского поста разрешается употребление яиц, молока и сыра. По пятницам в течение всего года картузианцам разрешены только хлеб и вода. Желающие вступить в Орден должны пройти испытательный срок, соблюдая устав картузианцев в течение года, но не принося обетов. Новициат продолжается два года, после чего кандидаты приносят так называемые простые обеты. Через три года происходит обновление первых обетов, а спустя ещё два года – принятие всех обетов и вступление в Орден. Одеяние картузианцев состоит из длинной белой туники (в настоящее время с широкими рукавами), подпоясанной кожаным поясом, и белого скапуляра, соединённого по бокам на уровне бёдер широкими лентами (vittae), с белым капюшоном (в Средние века и в Новое время капюшон имел коническую форму с заострённым верхом и был небольшого размера, так что при надевании плотно облегал голову, в настоящее время капюшон в профиль стал более квадратным по форме, просторным и при надевании скрывающим часть лица). За пределами обители картузианцы носят чёрную мантию (каппу; новиции носят её постоянно). В женских общинах картузианцев сохранился чин диаконисс, которые могут читать Апостол во время мессы (поэтому имеют право носить манипулу, хотя после реформ второго Ватиканского собора это облачение практически вышло из употребления), а в случае отсутствия священника и Евангелие на службах суточного круга (тогда они надевают столу и крест). У картузианцев совершается древний чин посвящения дев (см. ст. Velatio). Посвящённые девы носят чёрный покров, а также золотое кольцо и венец (но в полном облачении бывают только в день совершения чина, на каждое пятилетие посвящения и во время погребения).



 
PR-CY.ru