КАРТУЗИАНЦЫ

КАРТУЗИАНЦЫ – католический монашеский Орден, отличительной чертой которого является сочетание систематического затворничества и киновийной жизни в пределах одной обители. Основателем Ордена считается католический святой Бруно Картузианец (около 1030 – 1101 гг.). Будучи уже известным преподавателем в соборной школе в Реймсе (среди его учеников был Одо (Эд) из Шатийона, впоследствии папа Римский Урбан II) и кандидатом на архиепископскую кафедру, после острого церковно-политического конфликта он в 1082 г. решил удалиться в основанное незадолго до этого бенедиктинское аббатство Молем (Бургундия). Попытка Бруно создать общину еремитов в лесу близ местности Сеш-Фонтен (епископство Лангр) на землях, принадлежавших Молемскому аббатству, была неудачной. С шестью последователями он отправился к Гуго, епископу Гренобля, и попросил выделить ему пустынное место в горах в пределах диоцеза Гренобль (это было указано в пророческом сне). В июне 1084 г. (согласно Житию св. Гуго, на праздник св. Иоанна Предтечи, 24 июня) на высоте 1195 м во владении Гумберта де Мирибеля (сохранилась дарственная грамота) Бруно основал пустынь Картузия (Cartusia), или Ла-Шартрёз (франц. La Chartreuse), впоследствии по этому названию стал именоваться весь Орден. Два спутника Бруно, не имевшие сана пресвитера, поселились ниже по склону горы (на высоте 850 м) и посвятили свою жизнь материальному обеспечению общины монахов-священников (с конца XIV в. «нижний дом» назывался Ла-Коррери). Вскоре Бруно, назначив приором Ландуина, в 1090 г. отправился в Рим по приглашению папы Урбана II. Осенью 1090 г. он основал обитель в Ла-Торре (Калабрия) во имя Пресвятой Девы Марии и св. Иоанна Предтечи (Санта-Мария-делла-Торре, или Санта-Мария-дель-Эремо), в которой монашеская жизнь была организована так же, как и в Картузии. Особого устава для основанных им общин Бруно не составил; сохранились лишь его письма. В 1100 г. Ландуин был захвачен сторонниками антипапы Климента III и умер в плену, отказавшись признать законность его избрания. После Ландуина конгрегацию картузианцев возглавил Пётр из Бетюна (через год отказался от должности приора и вновь стал простым монахом), затем Иоанн из Тосканы. Сведения по истории картузианцев в этот период содержатся в «Хронике первых картузианцев» (в двух редакциях – «Magister» и «Laudemus»), Житии Гуго, епископа Гренобльского, Житии Антельма, епископа Беллейского, Житии Стефана, аббата монастыря Обазин, сочинении «О своей жизни» («De vita sua») Гвиберта Ножанского (1053 – 1124 гг.), главе 18 из «Истории Запада» Жака де Витри, письмах, сочинениях Петра Достопочтенного и Бернарда Клервоского, а также в их Житиях. Гвиберт Ножанский, рассказывая о событиях 1114–1115 гг., отмечает, что со времён св. Бруно в образе жизни картузианцев ничего не изменилось. В 1115–1116 гг. во Франции было основано пять новых обителей картузианцев: Порт (современный департамент Эн), Лез-Экуж (современный департамент Изер), Дюрбон (современный департамент Верхние Альпы), Ла-Сильв-Бенит (современный департамент Изер), Мерья (современный департмент Эн). Между 1121 и 1128 гг. по просьбе приоров этих общин и по настоянию епископа Гуго Гренобльского пятый приор Картузии Гвиго I (1109–1136 гг.) составил первый устав картузианцев – «Consuetudines domus Cartusiae», или «Consuetudines Guigonis».

 



 
PR-CY.ru