КАРТУЗИАНЦЫ - Страница 2

Этот устав задумывался не как правило для нового Ордена, а как описание обычаев обители Картузия, которой хотели подражать другие общины. Большая часть текста представляет собой цитаты из авторитетных в монашеской среде сочинений – посланий Иеронима Стридонского, сочинений Иоанна Кассиана Римлянина и бенедиктинского монашеского устава (см. ст. Венедикт Нурсийский). Гвиго I обращался также к творениям отцов церкви (в основном, в изложении «Concordia regularum» Бенедикта Аньянского), трактатам Августина Блаженного, Петра Дамиани, уставу затворника Гримлака, «Выдержкам из декретов Римских понтификов» («Excerpta ex decretis Romanorum pontificum») Ланфранка, архиепископа Кентерберийского, «Consuetudines» Ульриха, аббата Клюни, уставам камальдулов, августинцев-каноников и др. Из Ветхого и Нового Заветов в качестве примеров для подражания Гвиго приводил пророков Моисея и Илию, св. Иоанна Предтечу и Иисуса Христа, пребывавшего в пустыне после Крещения. В уставе картузианцев зафиксирован образ жизни, установленный св. Бруно: каждый монах в обители должен жить в отдельной келье и регулярно участвовать в общинном богослужении. Отличительные черты образа жизни картузианцев: бедность, простота, полное молчание, соблюдение строгого поста. Отношения с внешним миром максимально ограничивались: монахам запрещалось проповедовать, заниматься пастырской деятельностью, принимать родственников и гостей (позже были наложены ограничения на присутствие в обители монахов из других конгрегаций, хотя исследователям известно, что Пётр Достопочтенный, аббат Клюни, имел обычай раз в год уединяться в Картузии для молитвы и созерцания). В отличие от обычаев других монашеских общин, формировавшихся, в основном, за счёт облатов, устав картузианцев запрещал принимать детей и юношей моложе 20 лет. Ввиду замкнутости общины, которая состояла из монахов, имевших сан пресвитера, большое значение придавалось тем монахам, чьим трудом обеспечивалось существование обители (по свидетельству Гвиберта Ножанского, их было около 20 человек; они занимались преимущественно овцеводством). Монахи в сане пресвитера, которым устав предписывал занятия ручным трудом, переписывали книги. Несмотря на крайнюю бедность общины, Картузия уже в первой половине XII в. владела огромной библиотекой, вызывавшей восхищение Гвиберта Ножанского и Петра Достопочтенного. В 1162 г. обитель посетил Гуго (епископ Линкольна в 1186–1200 гг.); он отметил богатство библиотеки, что позже подвигло его устроить такую же в картузианской обители Уитем. В 1132 г. лавина разрушила обитель Картузия, новая (по прежнему плану) была построена ниже по склону. В настоящее время на месте первой обители находятся капелла Пресвятой Богородицы и капелла св. Бруно. В 1128 г. устав, составленный Гвиго, был принят рядом общин картузианцев (в обители Порт на торжественной церемонии принятия устава присутствовали Гумбальд, архиепископ Лионский, Гуго, епископ Гренобльский, и Понтий, епископ Беллейский). 22 декабря 1133 г. устав одобрил папа Римский Иннокентий II.

 



 
PR-CY.ru