КАЛЛИСТ АНГЕЛИКУД - Страница 9

Приводимые ниже наблюдения представляют собой результат предварительного исследования и требуют дальнейших уточнений. Главными отличительными чертами языка Каллиста Ангеликуда исследователи называют следующие: 1) чрезвычайно свободный порядок слов (чрезмерный даже для греческого языка); 2) употребление большого количества эмоциональных частиц (часто объединяемых по три – четыре), оттенки значения которых не всегда удаётся определить; 3) обилие наречных форм, заменяющих прилагательные; 4) тенденция к сплошной замене существительных указательными местоимениями, что создаёт для исследователей возможность нескольких грамматических толкований; 5) наиболее характерная для языка Каллиста Ангеликуда черта – способность создавать неологизмы, составленные из четырёх, пяти (или даже больше!) корней. Исследователи затрудняются назвать какого-либо современного Каллисту Ангеликуду автора, который мог бы сравниться с ним в этой области. Наиболее близкие параллели исследователи находят в текстах Ареопагитского корпуса, но даже там им трудно отыскать такое количество hapax legomena и многокорневых неологизмов. Бóльшая часть новоизобретённых слов представляет собой эпитеты Бога, что может быть признано своего рода «стилистическим доказательством» невозможности описания «вещей божественных» посредством естественного человеческого языка; 6) некоторые слова, характерные для гомеровского эпоса или трагиков, у Каллиста Ангеликуда служат для обозначения тонких мистических понятий. Причина, побудившая Каллиста Ангеликуда обратиться к столь необычной стилистике при написании богословских, аскетических и мистических сочинений, остаётся для исследователей неясной (разумеется, что вполне возможно увидеть здесь попытку изобрести искусственный язык, способный выразить Невыразимое хотя бы отчасти). Тексты Каллиста Ангеликуда принадлежат к различным жанрам. Несмотря на то что «Исихастское утешение» состоит из Слов, бóльшая часть вошедших в это собрание произведений к жанру Слов или речей не относится. Здесь исследователи обнаруживают богословские трактаты, экзегетические сочинения, собрания глав, гимны, молитвы, послания. По мнению архимандрита Симеона (Куцаса), «стиль и принцип построения аргументации этих творений наводят на мысль, что эти тексты предназначены, скорее, для письменного, а не устного изложения». Исследователи отмечают, что в настоящее время корпус сочинений Каллиста Ангеликуда не может быть изучен во всей полноте по той причине, что значительная, едва ли не большая часть их до сих пор не издана, а существующие издания нередко неудовлетворительны, поскольку не учитывают наиболее авторитетные рукописи. Между тем сложность многих затрагиваемых Каллистом Ангеликудом проблем требует целостного подхода к его богословской мысли. Исследователи не могут делать какие-либо выводы, основываясь на утверждениях Каллиста Ангеликуда, содержащихся лишь в одном сочинении, не пытаясь проверить эти данные через обращение к другим его творениям, в особенности таким важным, как «Исихастское утешение» или «Против Фомы Аквинского». Серьёзных описаний богословской и аскетической системы Каллиста Ангеликуда не существует, что делает любые изыскания в этой области пионерскими.

 



 
PR-CY.ru