КАЛЛИСТ АНГЕЛИКУД - Страница 2

Исследователи готовы объяснить эту «безвестность» тем, что большая часть жизни Каллиста Ангеликуда прошла в далёкой провинции – в Мелениконе, в монастыре «Катафиги»; он основал небольшую пустынь, или «кафизму», в дальнейшем получившую статус монастыря, поэтому имя Каллиста Ангеликуда сохранили лишь монастырские акты. До нас дошло два документа («Энтальма» и «Сигиллион»), изданные патриархом Филофеем Коккином: в первом (март-май 1371 г.) подтверждается статус Каллиста Ангеликуда в качестве духовника подчинённых ему монахов (часть братии не желала окормляться у Каллиста Ангеликуда, в чём обрела поддержку местного архиерея); во втором (май 1371 г.) за пустынью Каллиста Ангеликуда закрепляется статус хотя и небольшого, но ставропигиального, т.е. непосредственно подчинённого патриарху, монастыря, а Каллист Ангеликуд утверждается в должности игумена. Насколько исследователям позволяют судить источники, конфликт, который повлёк за собой вмешательство патриарха, мог заключаться в следующем. Братия «кафизмы» не принимала представлений Каллиста Ангеликуда о духовной жизни и противилась его руководству. Отголоском этих споров могут служить Слова 1 и 2 «Исихастского утешения», в которых Каллист Ангеликуд полемизирует с неким не названным по имени, но, по-видимому, чрезвычайно авторитетным лицом (возможно, монахом), отстаивая практику Иисусовой молитвы. Патриарх Филофей Коккин, известный ученик и сторонник Григория Паламы, как полагают исследователи, в ответ на ходатайство Каллиста Ангеликуда, издал упомянутые документы, где в числе прочего засвидетельствовал своё почтение к личности Каллиста Ангеликуда и его достоинство как духовника и истинного исихаста, а монастырь Каллиста Ангеликуда подчинил непосредственно патриаршему управлению, выведя из подчинения местной церковной власти и закрепив за ним земельные владения, уже находившиеся в фактическом пользовании монастыря. Кроме того, по сообщению А. Риго, в одном из неизданных актов Ватопедской обители на Афоне, датированном 1377 г., речь идёт о Мелениконе, а также о монахах и монастыре «Каллиста Ангеликуда». Исследователям трудно сказать, когда именно умер Каллист Ангеликуд: по их мнению, кончина его последовала в 1380 или даже в 1390 гг., но в любом случае не раньше 1377 г. Самое значительное сочинение Каллиста Ангеликуда и наиболее обширное – «Исихастское утешение» (написано, как полагают исследователи, в 1360–1370 гг.), состоит из 30 Слов, посвящённых различным богословским и аскетическим темам. Рукописная традиция «Исихастского утешения» исследована Андреем Юрьевичем Виноградовым, который предпринял попытку изучения взаимоотношений выявленных рукописей и поставил ряд важных вопросов о составе сочинения (полное критическое издание на основе всех известных рукописей готовится в настоящее время А. Риго, Виноградовым и О. А. Родионовым). Архимандрит Симеон (Куцас) осуществил критическое издание четырёх Слов из «Исихастского утешения», снабдив их переводом на французский язык (слово 5 было издано раньше). Имеется частичный русский перевод Слова 5, выполненный А.П. Власюком. Слово 16 «О духовной брани и о согласном с ней священном безмолвии» переведено на русский язык Михаилом Вячеславовичем Грацианским под редакцией Алексея Георгиевича Дунаева.

 



 
PR-CY.ru