КАЛЛИСТ АНГЕЛИКУД - Страница 15

По мнению исследователей, именование Каллиста Ангеликуда в рукописях «преподобнейшим отцом» не может служить свидетельством подобного почитания, тем более что рукопись была написана ещё при жизни Каллиста Ангеликуда. Однако Каллист и Игнатий Ксанфопулы уже используют творения Каллиста Ангеликуда, не упоминая, впрочем, его имени. Так, 16-я глава их «Сотницы» содержит заимствования из «Слова 16» «Исихастского утешения» – «О мысленной брани». В монашеской среде некоторые из сочинений Каллиста Ангеликуда, в особенности Слово 22 «Исихастского утешения» и «Главы», получили определённое распространение и были восприняты как часть святоотеческого наследия. Появление в 1782 г. печатного греческого «Добротолюбия», в котором Каллисту Ангеликуду даётся высочайшая оценка, способствовало укреплению репутации этого византийского автора как святого. Никодим Святогорец, вначале склонный отождествлять Каллиста Ангеликуда с патриархом Каллистом I (что нашло отражение в предисловии к «Главам» Каллиста Ангеликуда), в дальнейшем, ознакомившись в афонских библиотеках с другими рукописями, содержащими творения Каллиста Ангеликуда, писал о нём как о самостоятельном авторе. Никодим Святогорец неизменно отзывался о Каллисте Ангеликуде с нескрываемым восторгом. Он прямо именует его «святым», «горнеразумным и созерцательнейшим», «богословнейшим и горнеразумнейшим», «божественным», «духоносным и горнеразумным святым». В своих сочинениях преподобный Никодим ссылается на Каллиста Ангеликуда довольно часто, это один из наиболее авторитетных для него писателей. Ссылками на Каллиста Ангеликуда Никодим Святогорец, как правило, подкрепляет те свои воззрения, которые могли показаться современникам необычными. В частности, развёрнутое учение об «умном чувстве» преподобный Никодим обретает именно в «Главах» Каллиста Ангеликуда, хотя ссылается также на Максима Исповедника и Григория Паламу; подтверждение мнения о том, что спасение есть обожение и что спастись, не достигнув обожения, невозможно, Никодим Святогорец также находит у Каллиста Ангеликуда. Такое почитание, оказанное знаменитым греческим церковным учителем, не могло не сказаться на восприятии фигуры Каллиста Ангеликуда в XVIII–XX вв. В монашеской, преимущественно афонской, традиции Каллиста Ангеликуда всё чаще начинает восприниматься как признанный святой, делаются попытки отождествить его с каким-либо из святых Каллистов, чьи дни памяти содержатся в Месяцеслове Греческой церкви. Во второй половине XX в. святогорское предание уже твёрдо воспринимает Каллиста Ангеликуда как святого мужа (как и в случае со многими другими авторами «Добротолюбия», на основании авторитета его писаний). В последние десятилетия на Афоне создаются иконы Каллиста Ангеликуда, по заказу насельников Святой Горы пишутся такие иконы и в России. По мнению исследователей, возникновение почитания Каллиста Ангеликуда сходно с возобновлением почитания Симеона Нового Богослова, которое также относится к XVIII в. и во многом обязано деятельности колливадов, и в частности Никодима Святогорца, который составил службу этому святому и учредил день его памяти. Гимнографические тексты в честь Каллиста Ангеликуда исследователям неизвестны. В России Каллист Ангеликуд цитируется некоторыми духовными писателями, его творения переписываются в монашеской среде, пользуясь при этом репутацией весьма высоких и доступных лишь совершенным.



 
PR-CY.ru