КАЗАНЦЕВЫ - Страница 6

На рубеже XVII и XVIII вв. для муромского собора Рождества Пресвятой Богородицы был создан комплекс икон с развёрнутым циклом житийных сцен благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских (10 или 11 досок). Комплекс не сохранился, о нём исследователи судят по упоминаниям в дореволюционной литературе, а также по рисованным копиям конца XIX в. Н.П. Андрина. Это – сорок миниатюр, сделанных в натуральную величину с клейм утраченных икон (Российская национальная библиотека, Исторический музей). Исследователи отмечают, что размеры миниатюр, их формат, близкий к квадрату, особенности композиционных решений, характер изображений, количество и размещение персонажей чрезвычайно близки к подписной иконе Александра Иванова «Святые князья Константин, Михаил и Феодор, с житием» (1714 г.). Автор иконы (Александр Иванов?), обращаясь к житийным иконам святых Петра и Февронии (конца XVI – начала XVII вв., 1618, 1669 гг.), создал оригинальное произведение и предложил своё прочтение Жития Муромских святых. Как и на иконе «Святые князья Константин, Михаил и Феодор, с житием», в его работе исследователи видят стремление возвеличить Муром, подчеркнуть его историческую древность и духовную значимость. Руфина Петровна Дмитриева и Ольга Андреевна Белоброва высказывали мнение, что «на основании копий нельзя судить о времени их возникновения». Исследователи предполагают, что данная икона могла быть написана Александром Ивановым в 1690 гг. или на рубеже XVII и XVIII вв.: в этот период в Богородицком соборе велись работы по замене иконостаса, появились новые образа, а древние поменяли местонахождение в храме. Эта версия подкрепляется записью 1948 г. на экземпляре копии Н.П. Андрина (Исторический музей): «Со слов Подобедовой. Икона в 10 (или 11) досок в Муроме, с которой рисованы эти миниатюры, более не существует в Муроме. По-видимому, писаны местным иконописцем XVII в. Казанцевым. Сообщила Подобедова, кот. работает над иконой… 28/I 48». По мнению некоторых исследователей и реставраторов Всероссийского научно-художественного реставрационного центра (ВХНРЦ) имени Игоря Эммануиловича Грабаря (в частности, Т.М. Мосуновой), Александру Иванову может быть атрибутирована икона «Спас Вседержитель» конца XVII в., которая находится в московской церкви Богоматери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Исследователи считают, что по ряду признаков (чёрные поля, зелёный цвет фона, форма облаков, холодный тон личного письма) икона «Собор муромских чудотворцев» конца XVII в. из собрания Ивана Семёновича Куликова (Муромский историко-художественный музей) представляет собой типичное произведение провинциального иконописца рубежа XVII и XVIII вв., подражающего манере мастеров Оружейной палаты. В этом отношении образ муромских чудотворцев близок иконам, вышедшим из мастерской местного изографа Александра Иванова (Муромский историко-художественный музей).

 



 
PR-CY.ru