КАЗАНЦЕВЫ - Страница 3

На нижнем поле иконы находится пространная надпись: «Писанъ сей обра(з) вдомъ Прес(вя)тыя Б(д)цы Казанъския влето 7199 го(ду) м(с)ца июля исия Б(о)жия ц(е)рковь свещена того же меся(ца) июля в 7 де(нь). Писалъ сей обра(з) муроме(ц) изуграфъ Алекса(н)дръ Ивано(в) с(ы)нъ Казанцавъ». Для муромского Благовещенского монастыря была написана огромных размеров (2х2,5 м, на трёх досках) икона «Святые князья Константин, Михаил, Феодор, с житием» (1714 г., Муромский историко-художественный музей) – единственный житийный образ этих святых. Внизу иконы имеется надпись, указывающая, что икона написана Александром Ивановым с сыном Петром: «Лета 7223 году от Рож(д)ества же Ии(су)съ Хр(и)ста 1714 год писал сий образ чудотворцев муромец изуграф Александръ Иванов с(ы)нъ Казанцевъ с сыном своимъ Петромъ». В центре изображены святые Константин, Михаил и Феодор, предстоящие Святой Троице, а в 87 клеймах представлена «история града Мурома». Каждая сцена индивидуальна, информативно насыщена. Здесь и ангел-хранитель града Мурома, припадающий к Господу, и чудеса от Муромской иконы Богоматери, и царь Иоанн Грозный у мощей святых. Исследователи отмечают, что по сравнению с другими произведениями мастера этот памятник выглядит более традиционным. Иконописец сознательно обратился к древнерусским образцам, стараясь передать легендарный «первообраз» святых и их историю. Он стремился не только сделать список чудотворного образа, но, имея набор образцов, обеспечивающих необходимую свободу выбора, создать произведение, соответствующее, по его представлению, древнему. Исследователи находят немаловажным, что единственная известная работа Александра Иванова, посвящённая местной церковной истории, создана для Благовещенского монастыря и в мастерской этой обители, которая являлась центром почитания крестителей Мурома, здесь находились все связанные с ними святыни. В монастыре иконописец мог также пользоваться рукописями Жития святых Константина, Михаила и Феодора, слышать бытовавшие в монастыре и городе устные предания о них. Согласно «Описи древних церквей города Мурома и древних предметов в них находящихся» конца XIX в., в Христорождественской церкви находилась несохранившаяся икона «Муромския Божия Матери, шириною в 1 арш., вышиною в 1 арш. и 7 вершков (71,1х101,9 см). Писана по зелёному полю. Доска деревянная, гладкая, риза сребропозлащенная, 84 пробы, обронная. Венцы на Божьей Матери и Предвечном Младенце украшены стразами… на иконе имеется следущая надпись: “Я писалъ сий образъ Пречистыя Богородицы града Мурома изуграфъ Александръ Ивановъ сынъ Казанцевъ по реклу Остафьевъ”». На полях рукописи указана дата иконы «1730 года» и помета карандашом – «на лицо» (Муромский историко-художественный музей). В этом документе появилось не известное по другим источникам прозвище муромского иконописца – «Остафьев», и исследователям неясно, была ли зафиксированная в рукописи дата написана на самой иконе. Они считают, что если она верна, то к моменту создания Муромской иконы Божьей Матери Александру Иванову было 72 года. Местный «хроникер» А.А. Титов в 1840 г. отметил эту икону и упомянул иконописца: «Образ Муромския Божия Матери, пожертвован в прошедшем столетии, писанный здешним посадским человеком Казанцевым».

 



 
PR-CY.ru