КАЗАНЦЕВЫ

КАЗАНЦЕВЫ – династия муромских иконописцев конца XVII – первой половины XVIII в. Фамилия Казанцевых известна исследователям по документам XVII–XVIII вв., а также по надписям на иконах работы основателя династии и самого значительного из её иконописцев Александра Иванова сына Казанцева.

Александр Иванов (около 1658 – после 1730 гг.?). В списках писцовой книги Мурома 1636/1637 г. и переписных книгах 1646 и 1678 гг. содержатся упоминания о предках иконописца и о нём самом. При их сопоставлении Владимиром Яковлевичем Чернышёвым был определён год рождения Александра Иванова. Однако в указанных источниках фамилия или прозвище Казанцев не встречается. Так, из переписных книг 1646 г. исследователям известно, что при муромском Благовещенском монастыре жили иконописцы, работавшие на обитель: «Да около монастыря по загороде, слободка монастырская, а в ней дворы поповы и церковных и торговых и ремесленных и работных людей и бобылей… Да з дворов же своих и з земли они дают оброк в монастырь игумену з братьею… во дворе Ивашка Саввин иконник, у него сын Ивашка десяти лет; во дворе Володимерко Панфилов иконник, у него дети Степашко да Офонька да Ивашка девяти лет. А за оброк пишут образы чюдотворцевы и те образы возят ко государю, как ездят игумен с святынею…» (Российский государственный архив древних актов). Оба иконописца, но ещё без детей, упомянуты в писцовой книге 1636/1637 г. как живущие на этом же месте. В одной из этих семей (Ивашки Савина или Володимерки Панфилова) и мог родиться Александр Иванов. Его год рождения установлен по сообщению переписной книги 1678 г., где говорится, что в одном из дворов слободки Благовещенского монастыря проживали «Александрько двадцети лет, Федька шестнадцати лет Ивановы дети иконники» (Российский государственный архив древних актов). О том, что у Александра Иванова действительно был младший брат Фёдор, исследователям известно по челобитной от 8 марта 1688 г. на имя Авраамия, митрополита Рязанского и Муромского, с жалобой муромского соборного протопопа Григория (1682–1696 гг.) с братией на иконописцев Александра и Фёдора Казанцевых, писавших иконы для иконостаса собора Рождества Пресвятой Богородицы в Муроме (местонахождение документа исследователям неизвестно; Синодик рукописный Муромского Богородицкого собора: конец XVII в. – Муромский историко-художественный музей). Несмотря на молодость Александра Иванова, Переписная книга 1678 г. называет его иконником. Эти сведения вполне согласуются с датами сохранившихся подписных произведений, а также с упоминаниями о других иконах мастера. Александр Иванов жил и работал в «очень важный для всего русского искусства переходный период – от искусства Древней Руси к искусству Нового времени, хронологически условно определяемый второй половиной XVII столетия и датой смерти Петра I, т.е. 1725 годом». Он являлся в течение длительного времени ведущим изографом иконописной мастерской Благовещенского монастыря в Муроме, которая возникла в 1620 гг. и существовала как минимум до последней четверти XVIII в. Подписи на иконах и документы свидетельствуют о том, что мастерская работала не только для Благовещенского монастыря, но и для других церквей и монастырей Мурома, а также «на вывоз». Существует ряд произведений, которые исследователи приписывают Александру Иванову, а также иконописцам руководимой им мастерской.

 



 
PR-CY.ru