КАЗАНЦЕВЫ - Страница 4

С именем Александра Иванова исследователи связывают редкую по иконографии и по художественному достоинству икону «Богоматерь Звезда Пресветлая» (см. «Звезда Пресветлая»  икона Божьей Матери) из местного ряда иконостаса собора Рождества Пресвятой Богородицы в Муроме (Муромский историко-художественный музей). Её исследователи датировали концом XVII в. или около 1700 г. (позже датировка была уточнена). Скорее всего, как полагают исследователи, образ Богоматери, парный к подписной иконе Александра Иванова «Царь царем», был создан одновременно с последним, т.е. в 1690 г. Иконография этого образа восходит к сборнику «Звезда Пресветлая», известному в русских списках со второй половины XVII в. Сборник состоял из 15 глав, которые содержали рассказы западного происхождения, посвящённые чудесам от молитвословия «Розарий Блаженной Девы Марии». Русскому иконописцу удалось гармонично «вписать» в западную иконографию местных чудотворцев. На иконе Богоматерь представлена в рост, с распущенными волосами, в богатых одеждах и короне. На Её руках Младенец Христос, держащий чётки, состоящие из 15 бусин, соответствующих циклу 15 молитв «Розария Богоматери». Вокруг представлены 15 сцен из жизни Девы Марии и Христа. К ногам Богородицы припадают коленопреклонённые князья Константин, Михаил, Феодор – с одной стороны, благоверные князь Пётр, княгиня Феврония и праведная Иулиания Лазаревская – с другой. Единственной аналогией муромскому памятнику исследователи считают близкую по композиции икону «Богоматерь Корень девства» (1670–1680 гг.) из Балахны (музей Андрея Рублёва). В мастерской Благовещенского монастыря написаны монументальная икона «Страшный Суд» (ошибочно отнесена к несохранившимся произведениям), а также парные иконы «Ангел со свитком» и «Ангел с мечом» из муромского Благовещенского монастыря (все в Муромском историко-художественном музее), датируемые концом XVII – началом XVIII вв. (1714 г.?). Исследователи полагают, что икона «Страшный Суд» была написана Александром Ивановым примерно в то же время, что и его подписная икона 1714 г. «Святые Константин, Михаил и Феодор, с житием». Они воспринимались как парные и висели друг напротив друга на крытой паперти собора Благовещенского монастыря. Исследователи отмечают, что иконографическая схема иконы «Страшный Суд» в основных чертах восходит к искусству XVI в. От многих известных икон на этот сюжет, написанных на вертикальных досках, она отличается большим размером и почти квадратной формой, что делает композицию более свободной и отчасти напоминающей настенную роспись. Икона состоит из двух разных по ширине досок, соединённых дверными петлями. Исследователи полагают, что её правая часть «отворялась», т.к. за ней была скрыта «тайная лестница в стене, ведущая под крышу храма». У исследователей нет сомнений, что икона «Страшный Суд» принадлежит кисти ведущего мастера, они отмечают, что это особенно заметно при её сравнении с образом той же иконографии из муромского Троицкого монастыря (начала XVIII в.?, собор Благовещенского монастыря, Муром), приписываемой Александру Иванову. Икона музейного собрания представляет собой строгую, цельную и вместе с тем монументальную картину.

 



 
PR-CY.ru