КАЗАНЦЕВЫ - Страница 2

В настоящее время исследователям известно шесть подписных икон Александра Иванова, из них сохранились четыре. На нижнем поле иконы «Спас Вседержитель» (1679 г., Пюхтицкий монастырь), созданной иконописцем в 21 год, сохранилась надпись: «Лета 7187-го майя писалъ образъ ХВЪ изографъ Александр Ивановъ Казанцевъ». В 1683 г. Александр Иванов написал икону Спасителя для церкви пророка Илии в Муроме. Этот, как полагают исследователи, не сохранившийся образ зафиксирован в описаниях конца XIX в. Николо-Зарядской церкви Мурома, куда он поступил после упразднения древнего храма. На иконе была авторская подпись: «Писанъ сей образъ Христовъ в лето 7191 въ церковь св. прор. Илии, что въ Муроме на посаде, тоя церкви при попе Михаиле Иванове, а писалъ сей образъ многогрешный рабъ Божий изографъ Александръ Ивановъ по рождению Казанцевъ» (размер иконы 134,9х86,5 см). К 1690 г. исследователи относят образ «Царь царем», написанный Александром Ивановым для местного ряда иконостаса муромского собора Рождества Богородицы (Муромский историко-художественный музей). Композиция основана на Откр. 19, этот текст частично воспроизведён на иконе, представляющей величественное поясное изображение Спасителя в красных с золотом одеждах и царской короне, правая рука поднята в благословляющем жесте, в левой Он держит скипетр, от левого плеча спускается меч. Наряду с эсхатологическим содержанием иконы «Царь царем» символически осмыслена власть государя, передана так называемая иконизация государственной идеологии. На нижнем поле иконы сохранилась надпись: «Писана сия новыя Господня икона местную в сию соборную церковь в лето 7198 писал сей Спасителя образ города Мурома изуграф Александр Иванов сын Казанцев». Заказ Александра Иванова иконы для местного ряда главного собора Мурома свидетельствует, что в это время его считали одним из наиболее квалифицированных иконописцев города. Наиболее точной аналогией, а возможно, и прототипом иконы, исследователи считают образ той же иконографии из местного ряда иконостаса Архангельского собора Московского Кремля, написанный на древней доске мастерами Оружейной палаты в 1678–1680 гг. Художественные приёмы («живоподобное» личное письмо, объёмная трактовка фигуры и складок далматики, богатый орнамент одежд и др.), а также высокий уровень живописи муромской иконы свидетельствуют о том, что Александр Иванов мог учиться в Москве у мастера Оружейной палаты. В 1691 г. Александр Иванов создал двухстороннюю выносную икону «Богоматерь Камень горы нерукосечный. Евхаристия» для Казанской церкви Мурома, упразднённой в 1811 г. Икона находилась в собрании Николая Петровича Лихачёва, откуда в 1913 г. поступила в Русский музей. Как и икона «Царь царем», это – сложное символическое произведение. На лицевой стороне иконы изображена Богоматерь с Младенцем Христом, сидящая на роскошном троне. В руках Она держит гору и лестницу, которые, согласно христианскому толкованию ветхозаветных текстов, являются прообразами Богоматери и воплощения Бога Слова. На оборотной стороне фигура Христа-Младенца в чаше. Эта композиция, символизирующая евхаристическую Жертву, в надписи названа «Образ Таинство Божия».

 



 
PR-CY.ru