КАЗАНСКИЙ КИЗИЧЕСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 6

Среди именных даров – наперсный золотой архимандричий крест с бриллиантами и 11 аметистами, принадлежавший настоятелю архимандриту Гурию (ум. в 1845 г.), крест с десятью аметистами и митра (шита по малиновому бархату), переданные Казанским архиепископом Афанасием (Соколовым). Крупнейшим событием в жизни Казанского Кизического монастыря было участие братии в крестном ходе в г. Казань, который проходил ежегодно 26 июня в память об избавлении жителей Казани от чумы в 1654 г. Из Седмиезерной пустыни процессия несла чудотворную Седмиезерную Смоленскую икону Божьей Матери. В Казанском Кизическом монастыре икону торжественно встречали, в дальнейший путь к ней присоединялся крестный ход с иконой Кизических мучеников с частицами мощей. Далее обе иконы несли из обители в кафедральный Благовещенский собор города Казани. По описи 1746 г., в библиотеке обители хранились Толкования на Деяния св. апостолов (Острог, 1624 г.), Киево-Печерский патерик (1661 г.), «Меч Духовный» (1666 г.), Следованная Псалтирь (1669 г.), «Труба» (1674 г.), Часослов (1688 г.), Прологи (1662–1689 гг.), «Маргарит» (1698 г.), Апостол (1699 г.) и другие книги и сборники XVII–XVIII вв. Главная церковь монастыря (в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы) была построена в камне в 1695 г.; в других источниках (труде епископа Никанора и клировых ведомостях) приводилась дата – 1692 г. Введенский храм, по мнению исследователей, представлял собой достаточно скромную постройку. Исследователи отмечают, что с точки зрения композиции храм был типичным для XVII в.: к четверику (имевшему лишь одну главу) с запада примыкали трапезная и шатровая колокольня. В то же время декор храма (восьмигранное окно верхнего света, наличники с разорванными фронтонами, полуколонки на гранях объёмов) был характерен для нарышкинского стиля. В 1745 г. собор сильно пострадал от пожара, в 1757 г. был перестроен. С северной стороны к трапезной был пристроен придел во имя девяти Кизических мучеников. В 1891 г. (в год празднования 200-летия обители) храм был отремонтирован. Другая древнейшая постройка обители – надвратная церковь во имя равноапостольного князя Владимира (около 1695 г.). Храм типа восьмерик на четверике возведён в нарышкинском стиле, главная апсида церкви вписана в прямоугольный объём алтаря. Уникально оформление его фасада: проёмы ворот и нижний ярус собственно храма оформлены монументальными пристенными колоннами в три четверти с разорванным фронтоном, образующими в целом подобие трёхпролётной триумфальной арки. Композиция построена по принципу наличника с завитковым фронтоном (типично для нарышкинского стиля). Параллель такому решению исследователи обнаруживают в оформлении ворот Верхотурского кремля (около 1710 г.). В храме установлен трёхъярусный иконостас. В описи 1739 г. упоминается деревянная надвратная церковь во имя Иоанна Златоуста, но в описи 1746 г. она уже вычеркнута: видимо, храм сгорел во время пожара 1745 г. В XVIII–XIX вв. вокруг обители была выстроена каменная ограда с башенками. В 1821–1838 гг. по проекту казанского губернского архитектора Фомы Ивановича Петонди был отстроен трёхэтажный братский корпус, примыкавший к надвратному Владимирскому храму. На первом этаже размещались кладовые, на втором – братские кельи, на третьем – настоятельские покои.

 



 
PR-CY.ru