КАЗАНСКИЙ КИЗИЧЕСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 5

В 1883 г. в Казанском Кизическом монастыре проживали казначей иеромонах Диодор, четыре иеромонаха, два иеродиакона, пять послушников, в 1893 г. – казначей архимандрит Митрофан, два иеромонаха, два иеродиакона, несколько послушников, в 1900 г. – казначей, четыре иеромонаха, четыре иеродиакона, монах и 18 послушников. В 1919 г. в братии состояло девять человек. Не общежительный устав обители способствовал тому, что состав братии часто менялся. Обычно переходы в другие монастыри совершались вскоре после 26 июня (дня совершения крестного хода, а назначения в Казанский Кизический монастырь, напротив, стремились произвести незадолго до 26 июня. Главной святыней Казанского Кизического монастыря являлись частицы мощей девяти Кизических мучеников, переданные в июле 1693 г. патриархом Адрианом (мощи были привезены Кизическим митрополитом Анемподистом в дар царю Михаилу Фёдоровичу). Для мощей был устроен киот в серебряной ризе, с чеканным изображением Иисуса Христа и девять мученических венцов. На одной дверце киота была надпись: «Сей ковчег с мощами святых девяти мучеников устроен сего ради да носится в домы благочестивых христиан», на другой – «идеже молебное пение и водоосвящение бывает в приятие благодати Божия к здравию немоществующих». Киот вкладывался в чтимую икону девяти Кизических мучеников. Саму икону украшала сребропозлащенная риза со стихотворными описаниями страданий. Обычно икона находилась в приделе Кизических мучеников монастырской Введенской церкви, летом помещалась в так низываемый будничный ковчег и участвовала в ежегодных крестных ходах из Седмиезерной пустыни в Казань: «По усердному нашему ревнованию и по желанию бывших тогда градодержцев и всего казанскаго народа уставился и образ святых девяточисленных мучеников кизических из тоя обители выносится за чудотворным Пресвятыя Богородицы образом для молебнаго благодарения в град Казань». Кроме частиц мощей патриарх Адриан пожертвовал монастырю икону Божьей Матери, получившую название Кизической. Образ, «написанный на холсте, был положен на доску и украшен жемчугом и драгоценными камнями». «Письмо иконы древнегреческое, весьма художественное». В четырёх клеймах на иконе есть стихотворные тексты, посвящённые покровительству, оказываемому обители Самой Богородицей. В ризнице Казанского Кизического монастыря хранился «раскрашенный красками» атласный антиминс, присланный в монастырский храм мучеников Кизических в 1695 г. патриархом Адрианом. На правой стороне была надпись: «При первом игумене Ипатии иеромонахе», а на левой – «Помяни, Господи, Стефана иеродиакона, ктитора обители сея». В иконостасе Владимирской церкви помещалась чтимая Виленская икона Божьей Матери «в серебряной ризе с жемчугами и аметистами». Среди других святынь обители – частицы Древа Креста Господня и мощей (кость от локтя) мученика Руфа и два напрестольных креста-реликвария (1690 и 1694 гг.) с частицами мощей. В ризнице хранилось также несколько Евангелий XVII в., в том числе обложенных серебряными досками с гравированными изображениями евангелистов, серебряные сосуды XVII–XVIII вв., несколько икон в серебряных окладах с жемчугами.

 



 
PR-CY.ru