КАВЕЛИН Константин Дмитриевич - Страница 4

Такой принципиально новый взгляд на человека, утверждающий его безусловное достоинство, неизбежно, по мысли К.Д. Кавелина, должен был перейти из религиозного мира в мир гражданский. К.Д. Кавелин высоко ставил идею христианского государства, преобразившего личностное начало в варварских германских племенах. Формирование русской государственности, постепенно вытеснявшей элементы славянского семейственного быта, явилось решающим фактором развития начала личности в России, без которого невозможно существование «народов, призванных ко всемирно-историческому действованию». Итог своих воззрений на русскую историю он изложил в исследовании «Мысли и заметки о русской истории» (1866 г.). В 1860–1870 гг. в миросозерцании К.Д. Кавелина наметился ряд черт, всё более сближавших его со славянофильством (сам К.Д. Кавелин не желал быть причисленным ни к западникам, ни к славянофилам). Если в конце 1850 гг. он сблизился со славянофилами в вопросе об освобождении крестьян и связанном с ним вопросе о русской сельской общине, то в поздний период всё больше разделял с ними «убеждение об исторической и политической необходимости для русского народа сильной и самостоятельной самодержавной власти, признавая историческое значение в русской жизни Православия, как самобытной русской формулы самосознания, и придавая большое значение в развитии нашей общественной жизни консервативной крестьянской массе». Для К.Д. Кавелина было так же, как и для славянофилов, характерно отрицание противоречий между наукой и религией. Вслед за А.С. Хомяковым К.Д. Кавелин рассматривал диссонанс между религией и наукой как искусственный: их противоположность и вражда происходят только вследствие глубоких недоразумений и неясного понимания их взаимных отношений, круга и границ их деятельности. Компромисс между ними и их взаимное существование, согласно К.Д. Кавелину, вполне возможны. Для этого нужно, прежде всего, чтобы обе стороны признавали необходимость духовного и нравственного развития личности как одну из главных задач жизни, а также то, что оба пути могут вести к достижению этого развития. Вместе с тем, по воспоминаниям современников, в отличие от славянофилов религиозные убеждения самого К.Д. Кавелина были весьма своеобразными: он «высоко ставил христианство, но вне его церковно-обрядовых форм», особое значение придавал принципам христианской нравственности. Выводя идею общества из личной автономии, К.Д. Кавелин расходился со славянофилами, для которых защита свободы в жизни личности была невозможна в «отъединённости», изолированности личности, поскольку такая изоляция, преувеличивающая её силы, погружает личность в себя и приводит к самоуверенности и гордыне.

 



 
PR-CY.ru