КАВЕЛИН Константин Дмитриевич - Страница 3

Вместе с тем в ней впервые была проведена характерная для всего последующего творчества К.Д. Кавелина мысль, согласно которой основанием общественности и прогресса является умственное, нравственное, юридическое и политическое развитие личности. В опубликованной посмертно в 1888 г. статье «Злобы дня» К.Д. Кавелин отмечал, что «человеческое общество только в отвлечённом представлении является единицей; в живой реальной действительности оно есть собрание людей, связанных единством сожительства и общения. Перенесённое в сферу чувств, оно является высшим нравственным законом – любовью к ближнему». Отсюда его уверенность в том, что суть цивилизации вообще и цивилизации русской в частности заключается в умственном и нравственном развитии отдельных личностей – элементов общества. Такое понимание значения личности в развитии общества у К.Д. Кавелина связано с его убеждением в том, что формирование духовно-развитой личности во многих народах, и в русском народе в частности, связано с исключительным влиянием христианства, которое раскрывает и глубоко развивает в человеке внутренний, невидимый, духовный мир. К.Д. Кавелин отмечал, что именно христианство поставило духовный мир человека бесконечно выше над внешним, материальным миром, благодаря чему совершенно изменился характер истории: «Когда внутренний духовный мир получил такое господство над внешним, материальным миром, тогда и человеческая личность должна была получить великое, святое значение, которого прежде не имела». В древности, по его мысли, человек воспринимался исключительно в рамках определённых сословий, каст, национальностей, гражданства; древние религии носили местный, национальный характер. Христианство же «во имя внутреннего, духовного мира отрицает все видимые, материальные, условные, следовательно, несущественные, ничтожные различия между людьми. Все народы и племена, все касты и сословия, всех, и свободных и несвободных, оно призывает к спасению, всех равно называет по духу чадами Божьими, всем обещает и даёт равное участие в благах небесных». К.Д. Кавелин указывает на первые христианские общины как на самое первое общество, в котором люди разных племён и разных сословий были уравнены и соединены «жаждой приобщиться к одной небесной, духовной жизни». Он приходит к выводу, что именно в христианстве впервые возникла мысль о бесконечном и безусловном достоинстве человека и человеческой личности: «Человек – живой сосуд духовного мира и его святыни; если не в действительности, то в возможности он представитель Бога на земле, возлюбленный сын Божий, для которого сам Спаситель мира сошёл на землю, пролил святую кровь Свою и умер на кресте».

 



 
PR-CY.ru