ЮСТИНИАН I ВЕЛИКИЙ - Страница 11

В искусстве времён Юстиниана хорошо виден могучий порыв применить к духовным потребностям нового миросозерцания совершенство художественных методов, добытых античностью. Летом 533 г. под командованием Велизария экспедиционная армия отбыла в Африку, поскольку вандалы-ариане отличались своим жестоким преследованием православных. Велизарий провёл успешную кампанию и разгромил вандальские войска в нескольких сражениях. Овладев к весне 543 г. Северной Африкой, Сардинией и Корсикой, он вместе с пленным королём Гелимером возвратился в Константинополь, где был встречен как триумфатор и в конце торжеств вместе с Гелимером преклонил колена перед императором и императрицей. Юстиниан стал торжественно именоваться Африканским и Вандальским, дал Гелимеру надел в Галатии, и около двух тысяч вандалов присоединились к армии империи. В Африке тем временем вводились римские законы, велось обширное строительство, насаждалось православие. В середине 535 г. Юстиниан издал указ, по которому культовые здания еретиков, язычников и иудеев во вновь отвоёванных африканских землях подлежали передаче православным. Карфаген, окружённый новыми стенами, был переименован во Вторую Юстиниану, а таким же образом отстроенный североафриканский город Бана – в Феодориду. Одновременно шли успешные бои против мавров-берберов, и вскоре к империи была присоединена новая провинция – Мавритания Первая. Главной опасностью в Африке теперь оставалось волнение в войсках. В 535 г. по приказу Юстиниана Велизарий и Мунд повели войска на остготов, начав войну за возвращение Италии. Незадолго до этого остготская королева-регентша Амаласунга, поддерживавшая дружественные отношения с Юстинианом, была убита с ведома нового короля Теодахада, что и послужило толчком к новому столкновению. Велизарий добился впечатляющих успехов и 9 декабря 535 г. уже взял Рим, тогда как Юстиниан убедил франков одновременно ударить на готов с севера. Однако впоследствии раздоры между военачальниками имперских войск и дипломатический успех готов, которые примирились с франками и подтолкнули персов к новой войне с империей, ухудшили положение в Италии. Поворотным моментом было разрушение Милана в 539 г., после которого Юстиниан отозвал из Италии одного из своих полководцев – Нарсеса. Одновременно с расширением и укреплением владений император прикладывал много стараний к достижению примирения в делах веры (исследователи утверждают, что решающим был всё же религиозный вопрос). Весной 532 г. Юстиниан устроил трёхдневное совещание видных архиереев (по пять с обеих сторон) христологического конфликта. Севир Антиохийский прибыл в столицу зимой 534/535 гг., вместе с Феодосием, ставшим в начале 535 г. Александрийским патриархом. Эти два вождя монофизитства сумели достичь договорённости с монофизитствующим Константинопольским патриархом Анфимом I (Анфимием; 535–536 гг.). Однако это соглашение было на деле победой монофизитов, и папа Римский Агапит I (535–536 гг.), отправленный остготским королём Теодахадом в Константинополь как политический посол, убедил Юстиниана отвернуться от ложного мира с монофизитством и встать на сторону халкидонских решений. На место смещённого Анфима был возведён православный святитель Мина (536–552 гг.). Юстиниан составил исповедание веры, которое папа Агапит признал вполне православным. Около того же времени император составил православное молитвословие «Единородный Сыне и Слове Божий», вошедшее в чин Божественной литургии. 2 мая 536 г. в Константинополе открылся Собор в присутствии императора для окончательного разбирательства дела об Анфиме. В ходе Собора были осуждены ряд монофизитских вождей, среди них Анфим и Антиохийский патриарх Севир (512–518 гг.). Однако в то же время Феодора склонила императора согласиться на поставление в наследники скончавшемуся папе Римскому Агапиту диакона Вигилия, показавшего готовность к компромиссу. Его возведение по императорской воле на папский престол состоялось 29 марта 537 г., несмотря на то, что в 536 г. в Риме уже был избран на первосвятительскую кафедру Сильверий (536–537 гг.). Считая Рим своим городом, а себя – высшим авторитетом, Юстиниан легко признал главенство Римских пап над Константинопольскими патриархами и также легко стал ставить пап по своему усмотрению.

 



 
PR-CY.ru