ЙОГАЧАРА - Страница 6

Наконец, десятая ступень – «облако учения» (дхармамегха) – превращает его уже в небесного бодхисаттву. Он восседает, как «посвящённый», на небе, на великом лотосе, и его тело излучает особый свет. Соответствующее совершенство – полнота знания (джняна), а с облаком он сравнивается потому, что, подобно тому как оно проливает дождь, он, распространяя свои лучи на землю, смягчает печаль и страдание живых существ. На этой ступени бодхисаттва становится буддой Майтреей, который ожидает своего часа на небе блаженства (тушита), чтобы явиться на землю новым буддой. Наконец, йогачара ставит акценты и в интерпретации «конечного освобождения». «Просветление» (бодхи) описывается как «переворачивание» когнитивного базиса сознания (ашраяпаравритти), основанного на «раздвоении» последнего на субъективную и объективную составляющие, которое и ответственно за пребывание квазииндивида в состоянии сансары. В результате «раздвоенное сознание» должно трансформироваться в истинное знание. Тексты йогачары переводились на языки основных буддийских ареалов Азии (Китай, Корея, Тибет, Япония), а её миссионеры активно в них проповедовали. Характерным было как соперничество подшкол йогачары, так и попытки их синтеза. Так, в Китае, куда её идеи проникли раньше, чем в другие страны, и где особой популярностью пользовалась «Дашабхумика-сутра» с комментарием Васубандху, оба её переводчика VI в. – Бодхиручи и Ратнамати – основали школы соответственно более ортодоксальной йогачары и татхагарбха-вады. Их же младший современник Парамартха, переводивший «Махаяна-санграху» Асанги, ввёл девятый вид сознания, который мог бы, по его мнению, заместить алаявиджняну после её устранения вследствие практики йогачары. Та же «Махаяна-санграха» стала основополагающим текстом для основанной Куйцзи школы Фасян-цзун (VII–IX вв.). Особое направление китайской йогачары было связано с деятельностью известного историка и философа Сюань Цзана, разработавшего концепцию ещё одного вида сознания – того, что несёт ответственность за отождествление «аккумулированного сознания» с «субстанциональным эго» (это сознание «не подозревает», что алаявиджняна на деле не отличается от тех «семян» будущего опыта, которые в нём хранятся). В Корее же, куда йогачара пришла из Китая, в VII в. произошло разделение на «старую йогачару» Вон Чука, практиковавшуюся в школе государства Силла, и «новую йогачару», которую пытались основать на переводе «Виджняптиматрасиддхи» Дхармапалы. Школа йогачары в Силле пробовала комбинировать доктрины йогачары с учениями мадхьямики и некоторых китайских школ махаяны.



 
PR-CY.ru