ЙОГАЧАРА - Страница 4

Данная концепция «аккумулированного» (или буквально – «депозитного») сознания была призвана помочь решить одновременно две «стратегические» задачи – реализовать потребность виджнянавадинов в Абсолюте, притом иным путём, чем в учении мадхьямиков в «статической» Пустоте, и дать объяснение действию закона кармы, который недостаточно «обеспечивался» картиной мгновенно-точечных дхарм, не позволявших понять, каким образом и в чём аккумулируются результаты прошлых деяний, которые должны плодоносить в настоящем и будущем. В «Ланкаватара-сутре» «аккумулированное сознание» находится в «диалектическом» отношении с «семенами» действий: оно и неотделимо от них, и не связано с ними, не «пропитано» ими, но «обёрнуто» ими; оно также сравнивается с чистой одеждой, которая загрязняется ими, но не «окрашивается» в их цвет. Ещё более популярным было уподобление «аккумулированного сознания» безмятежному океану, поверхность которого лишь вздымается в виде гребней волн ветрами чувственного мира. «Аккумулированное сознание» работает в режиме «взаимообмена» с повседневным: «семена» первого прорастают во втором, которое, в свою очередь, «осеменяет» первое. Идеализм йогачары позволил поставить её последователям своеобразный философский эксперимент описания всей реальности и действующих в ней законов, как если бы существовало «одно-только-сознание». Cтратификационная онтология, соответствующая классификационной модели трисвабхва (букв. – «три природы»), различает три уровня реальности: реальность воображаемую (парикальпита-свабхава) – опредмечивание сознанием собственных идей (когда, например, идея кувшина или синего материализуется в представление об объективном, экстраментальном кувшине или о синем), зависимую (паратантра-свабхава) – функционирование сознания через собственные механизмы причинно-следственных связей, соответствующие режиму цепочки зависимого происхождения состояний квазииндивида (пратитьясамутпада), и совершенную (паринишпанна-свабхава) – освобождение этого функционирования от полагаемого ложным «опредмечивания», вследствие чего в сознании отражается абсолютная и «чистая» сущность «таковости» (татхата). В «Тридцатистишии» Васубандху реальность воображаемая – это предметы, конструируемые с помощью различения познающего и познаваемого, зависимая – само это различение, обусловленное определёнными факторами (такими, как те, что описываются в формуле пратитьясамутпада), совершенная – постоянное отсутствие в зависимой реальности того, что составляет содержание воображаемой, т.е. изъятие из неё самого опредмечивания. Хотя и в трактате, посвящённом этой онтологической схеме, «Определение трёх природ» Васубандху ведёт счёт от реальности воображаемой, определения трёх уровней начинаются (под явным влиянием Асанги) с уровня реальности зависимой, которая, таким образом, и становится как бы «субстратной» для двух других.

 



 
PR-CY.ru