ЙОГАЧАРА

ЙОГАЧАРА (практика йоги) – одна из двух основных школ буддийской махаяны, оказавшая наряду с мадхъямикой определяющее влияние на развитие «большой колесницы» как в Индии, так и в других странах буддийского ареала Центральной Азии и Дальнего Востока. Если название «йогачара» указывает на освоение и разработку её последователями буддийской психотехники, то другое её канонизированное обозначение – «виджнянавада» (учение о сознании) – основано на положении, развитие которого позволило её последователям переструктурировать наследие буддийской философской и религиозной традиции и согласно которому реальностью обладает «одно-только-сознание», тогда как объекты вне сознания в действительности не существуют, а представление об их «объективности» является главной причиной сансары. Установка йогачары на работу с сознанием базируется на двух основных программах: на разработке теории сознания и познания, с одной стороны, и на стратегии специфической религиозной психотерапии – с другой. Школа йогачары осмысляла свою деятельность с III–IV вв. в качестве «третьего поворота колеса дхармы» – после начального буддийского «субстанциализма» (классическая теория дхарм) и последовавшего за ним «нигилизма» мадхьямиков (классическая шуньявада). Помимо учения об «одном-только-сознании» специфику йогачары составляют связанные с учением «реконструкция» функционирования, аккумуляции и «созревания» кармы, восьмеричная классификация типов сознания вместе с концепцией «аккумулированного сознания» (алаявиджняна), стратификация уровней реальности (трисвабхава), включая соответствующую интерпретацию «тел» Будды (трикая), особая иерархизация стадий продвижения того, кто следует по пути бодхисаттвы. История йогачары восходит к тем памятникам буддийской мысли, в которых и её основное положение, и его применение оказываются уже эксплицированными. Среди них выделяются, прежде всего, такие объёмные компендии по теоретическим и практическим доктринам махаяны, как «Ланкаватара-сутра» и «Сандхинирмочана-сутра» (III–IV вв.), в которых отражены основные концепции и классификации йогачары, но пока ещё они не стали предметом специального обоснования и полемической апологии. Собственно школьная стадия йогачары была связана с деятельностью двух близких философов, братьев Асанги и Васубандху (IV в.), создавших иерархию текстов традиции (соответствующих по значимости сутрам брахманистских даршан), таких как «Йогачарабхуми-шастра» («Наука о ступенях йогачары»), «Махаянасанграха» («Компендиум учений махаяны»), «Абхидхармасамуччая» («Выжимки из Абхидхармы»), трактаты «Мадхьянтавибхага» («Распределение крайностей и середины»), «Трисвабхаванирдеша» («Определения трёх уровней реальности»), «Кармасиддхи-пракарана» («Исследование по установлению кармы»), «Вимшатика» («Двадцатистишие»), «Тримшика» («Тридцатистишие») и т.д., а также комментарии к общемахаянским сутрам, таким как «Саддхармапундарика» («Лотосовая сутра») и «Ваджраччхедика» («Алмазная сутра»).

 



 
PR-CY.ru