ЙОГАЧАРА - Страница 5

Обусловленное – то, что является, воображаемое – то, как оно является, совершенное – вечное несуществование как являющегося, так и формы его проявления. Соотношение этих уровней иллюстрируется ситуацией, при которой фокусник-маг заставляет зрителей видеть на подмостках вызванную действием его мантры иллюзию слона. Слон соответствует здесь реальности воображаемой, его форма – зависимой, его реальное отсутствие на подмостках – совершенной. Поскольку же образ слона был извлечён из тайников «аккумулированного сознания», последнее сопоставляется с мантрой, слон – с «раздвоенностью», его форма – с воображением зрителей, кусок дерева (который «превратился» в слона действием мантры) – с «таковостью» или истинным положением вещей. И Асанга, и Васубандху координировали с тремя уровнями реальности «три тела» Будды: Будда-Абсолют соответствует «совершенной природе», небесные будды – «зависимой природе», земные – «воображаемой природе». Йогачаре принадлежала разработка нескольких вариантов иерархизации ступеней совершенства для проходящих «путь бодхисаттвы». Наиболее известная была описана в «Дашабхумика-сутре» («Сутра о десяти уровнях», III в.), где каждая из ступеней соотносится с соответствующим «совершенством» (парамиты), что позволило составителю текста систематизировать практически всю сотериологию махаяны. На первой ступени («радостной») начинающий бодхисаттва овладевает совершенством щедрости (дана). Далее следует вторая ступень – уровень «незагрязнённости», на котором адепт овладевает совершенством нравственности (шила) и который идентичен «профессиональному» освоению самодисциплины по методу классического восьмеричного пути. На третьей ступени («лучезарной») адепт становится «светильником учения», способным к уразумению сокровенных умозрительных истин, овладевая совершенством терпения (кшанти) посредством суточного упражнения в изучении махаянских сутр. Четвёртая ступень («пламенная») позволяет адепту созерцать истинную природу всех существ и населяемого ими мира; пятая ступень называется «чрезвычайно труднодостижимой»: только теперь можно «реализовать» различие истины конвенциональной (самврити) и абсолютной (парамартха) и соответственно конечную «пустотность» всего сущего. Шестая ступень обозначается как «перед лицом полной ясности», ибо на данном уровне адепт становится экспертом в совершенстве познания (праджня). Это познание-премудрость позволяет ему видеть глубинное единство сансары и нирваны, а также то, что все вещи суть «только сознание». На седьмой ступени («далеко распространяющейся») адепт становится настоящим бодхисаттвой: он может войти в паранирвану, но медлит ради «освобождения» других существ, предпочитая «активную нирвану». Восьмая ступень называется «недвижимой», ибо бодхисаттва неколебим в решимости действовать в этом мире ради «освобождения» других существ. На девятой ступени («благочестивого размышления») бодхисаттва использует весь свой интеллектуальный потенциал для проповеди дхармы. Здесь реализуется совершенство всемогущества (бала), которое проявляется также в постижении бодхисаттвой магических формул (дхарани).

 



 
PR-CY.ru