ИЛАРИОН ГРУЗИН, Картвели; Новый; Афонский; Святогорец; Имеретинский - Страница 3

Однако идиоритмический устав и отсутствие насельников-грузин ему не понравились, и он поступил в Дионисиат (см. Дионисия преподобного монастырь на Афоне), где по благословению игумена Стефана нёс послушание «в магерной», т.е. исполнял наиболее тяжёлые работы (колка дров, ношение воды и др.), а также трудился на виноградниках. В пустыни близ Дионисиата подвизался знакомый грузин протоиерея Иессея. Великим постом в 1821 г. они приняли постриг: протоиерей Иессей с именем Иларион, его друг – с именем Венедикт; впоследствии известный афонский старец Венедикт (Киотишвили; ум. 9 марта 1862 г.). Однажды некий монах зашёл в келью Илариона Грузина, где увидел его документы (русский паспорт и турецкий фирман). Игумен потребовал принести их, и один из монахов смог прочесть фирман. Так в монастыре узнали об иерейском сане Илариона Грузина, но подвижник упросил братию скрыть это. Однажды Иларион Грузин попросил разрешения игумена сходить в Иверский монастырь за грузинскими книгами, поскольку, не зная греческого языка, «он лишался слышания Слова Божия». В Ивироне его узнал архимандрит, с которым Иларион Грузин познакомился в Москве. Игумен Иверского монастыря удерживал его в монастыре три дня и упрашивал остаться у них, но Иларион Грузин отказался. Весть о царском духовнике обошла весь Афон, и в Дионисиате его встретили как старца. Игумен Стефан уговаривал Илариона Грузина взять на себя исповедничество, братия не позволяла заниматься тяжёлой работой. Тогда Иларион Грузин оставил монастырь и поселился в пустыни. Особую роль Иларион Грузин сыграл в событиях, связанных с Греческим национально-освободительным восстанием 1821–1829 гг., которое затронуло также и афонские монастыри. В начале 1822 г. правитель Фессалоники Абдул Робут-паша с многочисленным войском расположился в Крумице близ границ монашеской республики и повелел, чтобы настоятели монастырей явились к нему на поклон, иначе он разорит Афон. Зная жестокость турок, игумены не решились предстать перед пашой. Был разработан план, согласно которому в Крумицу отправятся монахи-добровольцы, готовые принять мученическую кончину, а другие афониты тем временем покинут полуостров и вывезут все святыни и ценности. От Дионисиата к паше отправились Иларион Грузин, иеромонах Пантелеимон и некий монах. Увидев в письме от Протата имя Илариона Грузина, паша спросил, кто из парламентёров грузин. Выяснилось, что паша родился в Абхазии в семье грузина – православного священника, в детстве был похищен и продан туркам и обращён в мусульманство. Паша убеждал Илариона Грузина покинуть Афон, предлагая ему свой дом и своё покровительство. Иларион Грузин отказался и обличил пашу в отречении от веры и отечества.

 



 
PR-CY.ru