ИЛАРИОН ВЕЛИКИЙ - Страница 4

Здесь же совершил ещё одно чудо, укротив бушевавшее после землетрясения море, которое грозило смыть город. Иларион Великий, сокрушаясь, что «даже если язык молчит о нём, то чудеса говорят», бежал около 365 г. на Кипр. Сначала подвизался близ Пафоса, но и здесь многочисленные посетители досаждали ему. Спустя два года Исихий нашёл ему труднодоступное место в горах, где росли фруктовые деревья (плодов которых он, однако, не ел) и был источник. Также здесь были руины старинного храма, в котором обитали демоны, оглашавшие окрестности криками днём и ночью. Местность понравилась Илариону Великому, и он провёл там последние пять лет жизни. Здесь в 367 г. его навестил Епифаний, с которым тот познакомился ещё в монастыре св. Илариона близ Газы. Иларион Великий предсказал ему избрание архиепископом Кипрским. Перед смертью Иларион Великий распорядился о немедленном погребении, чтобы местные жители не смогли сделать его мощи предметом поклонения. В момент смерти Илариона Великого Исихий находился в Палестине, однако, узнав о смерти наставника, вернулся на Кипр и, обманув бдительность местных жителей, охранявших могилу, увёз тело Илариона Великого в Палестину, в монастырь св. Илариона, где оно и было похоронено. Однако и на месте первоначального погребения преподобного на Кипре продолжали совершаться чудеса. Киприоты отождествляют место подвигов Илариона Великого с пещерой на вершине скалы близ деревни Эпископи к северо-востоку от Пафоса. Рядом находится небольшая современная церковь во имя Илариона Великого, а под скалой – развалины средневековой церкви во имя этого святого (построенной на фундаменте византийской), разрушенной землетрясением 1953 г. В конце XII в. преподобным Неофитом Затворником было написано Похвальное слово святому, свидетельствующее о почитании Илариона Великого на Кипре, и в особенности в окрестностях Пафоса. Около 570 г. анонимный паломник из Плаценции (ныне Пьяченца, Италия) упоминал о гробнице Илариона Великого близ Газы. Согласно преданию, зафиксированному в XVII в., мощи Илариона Великого и его учеников Агафона и Пиамуна (Пимена) были перенесены двумя монахами из Палестины во Францию по повелению императора Карла Великого. Святыня была помещена в приорате Дюравель, основанном в качестве дочерней обители аббатства Муасак. В 1854 г. предание о перенесении мощей Илариона Великого было исследовано болландистом В. Де Буком, который пришёл к выводу, что оно не может быть подтверждено данными источников. Тем не менее, В. Де Бук склонялся к признанию подлинности мощей, хранившихся в Дюравеле, отметив факт привоза некоторых реликвий с Востока в годы правления Карла Великого.

 



 
PR-CY.ru