ИЛАРИОН ВЕЛИКИЙ - Страница 7

В одной из ранних рукописных редакций Иерусалимского устава, XII–XIII вв., – 21 октября указаны для совершения службы Илариону Великому на вечерне и литургии: отпустительный тропарь Илариону Великому первого гласа «Пустыни гражданин...»; чтения на литургии те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе. В первопечатном греческом (Венеция, 1545 г.) и московском (М., 1610 г.) Типиконах 21 октября шестеричная служба Илариону Великому соединяется с последованием Октоиха: на «Господи, воззвах» стихиры Илариону Великому исполняются на 6, славник на стиховне – самогласен Илариону Великому, указан отпустительный тропарь Илариону Великому (тот же, что и в Типиконах студийской традиции); утреня совершается с «Бог Господь», поются два канона Октоиха и канон Илариону Великому (на 6), в греческих богослужебных книгах Илариону Великому назначаются стихиры на хвалитех, славник на стиховне утрени – самогласен Илариону Великому. Такой устав службы сохраняется в богослужебных книгах до настоящего времени. Последование Илариону Великому, содержащееся в современных богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа «Слёз твоих течением»; кондак третьего гласа «Как светильника незаходимого» с икосом; канон авторства Феофана, второго гласа, с акростихом «Светлость пою, всеблаженне, твоих чудес»), ирмос, начало: «светоносное и световидное»; два цикла стихир-подобнов (в славянской Минее помещён только один цикл), несколько самогласнов, седален, светилен. По рукописям исследователям известны песнопения Илариону Великому, не вошедшие в современные богослужебные книги: анонимный канон первого плагального (т.е. пятого) гласа (начало канона не сохранилось, текст известен исследователям, начиная с третьей песни, канон с именем автора (Прокопия) в богородичнах, первого плагального (т.е. пятого) гласа, с акростихом «Илариона священную славу монашествующих увенчаем множество», ирмос: начало: «Воссияй мне небесный, Христе, божественный Твой свет»; кондак «Священно с младенчества...»; дополнительные икосы; седален. Иларион Великий в византийском и древнерусском искусстве, как правило, изображается как седовласый старец с раздвоенной бородой средней длины, в монашеской мантии, в правой руке обычно держит крест, левая – перед грудью развёрнутой ладонью вовне или в ней свиток. Иконография традиционна, различия касаются лишь длины бороды. В Ерминии иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (около 1730 – 1733 гг.) об Иларионе Великом говорится: «...Старец кудрявый, с короткой раздвоенной бородой».

 



 
PR-CY.ru