ИЛАРИОН ВЕЛИКИЙ - Страница 2

После этого стал известным, и многие из приходивших к нему посетителей принимали христианство, а затем становились монахами: «Ведь не было тогда монастырей в Палестине, и никто до святого Илариона не знал монахов в Сирии. Он был в этой провинции основателем такого образа жизни и занятия и наставник в нём. В Египте у Господа Иисуса был старец Антоний, а в Палестине – юноша Иларион». Иероним Стридонский рисует картину жизни провинции, где были ещё сильны язычество и вера в магические действия. Освящённая вода, которую Иларион Великий дал некоему христианину из Газы, принесла победу тому на скачках, тем самым посрамив действия его противника-язычника, прибегшего к помощи магии. Узнав об исходе соревнования, многие обратились в христианство, а враги Илариона Великого объявили его магом и потребовали его казни. Иларион Великий исцелял не только людей (например, одержимого бесом телохранителя императора Констанция II), но и бесновавшихся животных, объясняя, что «диавол горит такой ненавистью к людям, что желает уничтожить не только их самих, но и то, что принадлежит им». С течением времени количество монахов в окрестностях Газы, которых окормлял Иларион Великий, росло. Это были, насколько исследователи могут судить по тем скудным данным, которые приводит Иероним Стридонский, не общежительный монастырь и не лавра, а отдельно стоящие в пустыне келлии отшельников (названные в Житии монастырями). Единственным объединяющим моментом для них служила личность Илариона Великого, которого они считали духовным отцом и главой. Исследователи полагают, что впоследствии у этого монастыря сложился какой-то центр, поскольку Иероним Стридонский говорит о его разрушении во время гонений императора Юлиана Отступника (361–363 гг.) и о последующем восстановлении. По мнению Йицхара Хиршфельда, монастырь Илариона Великого находился близ деревни Дейр-эль-Балах (дословно – Монастырь пальм). Поскольку материалом для келлий отшельников служили такие недолговечные материалы, как пальмовые ветви и сырцовый кирпич, то от построек ничего не осталось. Местное предание утверждает, что деревенская мечеть построена на месте зала для молитв некогда существовавшего здесь монастыря. В недавнее время была высказана гипотеза об отождествлении монастыря Илариона Великого с руинами на Телль-Умм-эль-Амр близ селения Дейр-эль-Нусейрат в 10 км от Газы, где в 1997–2001 гг. был раскопан крупный монастырский комплекс, возникший в IV в. и достигший расцвета в VI в. Решающим аргументом в пользу этого отождествления послужила мозаичная надпись на полу храма над местом расположения небольшой крипты-склепа: «Молитвами и заступничеством св. отца нашего Илариона помилуй нас. Аминь».

 



 
PR-CY.ru