ИОАНН ЗЛАТОУСТ - Страница 6

Евдокия была в ярости. Её усилиями в столице снова собрался Собор епископов, который обвинил Иоанна за самовольное занятие кафедры после осуждения, и через два месяца, 10 июня 404 г., Иоанн (менее чем через год) вновь отправился в ссылку. Аркадий определил сначала сослать опального архиепископа в Кукуз (Малая Армения), откуда он вёл переписку с друзьями, прожив там около трёх лет. Враги настояли на ссылке Иоанна в Пифиунт (Пицунду), на кавказском берегу Чёрного моря (нынешняя Абхазия) – место уединённое и дикое, но Иоанн умер по дороге, в Команах, 14 сентября 407 г., претерпев от воинов множество унижений и мучений. Солдаты сажали его на неосёдланного осла и гнали с невероятной поспешностью, делая в день такие переходы, на которые обычно тратились два или даже три дня. В пути Иоанну не давали ни покоя, ни отдыха, ругали, оскорбляли и морили голодом. Но мученическая кончина только прибавила Иоанну Златоусту славы, а его ссылка послужила причиной первой в истории христианства схизмы между Востоком и Западом: папа Иннокентий I (401–417 гг.) восстановил литургическое общение только после 417 г., когда имя Иоанна Златоуста было внесено в диптихи. В 438 г., после смерти Аркадия и Евдокии его мощи были торжественно возвращены в столицу. Иоанн Златоуст внёс огромный вклад в развитие христианской мысли и её особого типа – византийского богословия. Никто из мыслителей патристики не оставил столь выдающегося по объёму литературного наследия, как он. Больше всего после него осталось церковных бесед и проповедей. До нас дошло 1447 его больших и малых творений, не считая 244 писем. Проповеди Иоанна Златоуста поражают исследователей своей страстностью, глубиной мысли и разнообразием содержания. Во всех своих проповедях он говорил тоном властным, отеческим, объясняя в беседах Священное Писание. Среди его толкований Нового Завета первое место занимают антиохийские беседы о Евангелии от Матфея и беседы о Послании апостола Павла к Римлянам. Но собственно догматических объяснений после Иоанна Златоуста осталось немного. И хотя он не был толкователем догматов в прямом смысле этого слова, всё же исследователи не могут назвать его только учителем нравственности, а не учителем веры, т.к. свой нравственный идеал он выводил из догматических предпосылок. Но ревновал он большей частью не об опровержении неправильной веры, но о том, чтобы наречённые христиане поняли, что истины веры – это заповеди жизни, которые должны раскрываться и осуществляться не где-нибудь, а в обыденном, повседневном человеческом существовании, поскольку лишь чистота жизни свидетельствует о чистоте веры. Большая часть творений Иоанна Златоуста – гомилии, экзегетические проповеди, состоящие из назидательных выводов и приложений текста Священного Писания к обстоятельствам жизни. В своих творениях Иоанн Златоуст предвосхитил многие идеи последующих эпох: Халкидонский орос (догматическое определение), концепцию всечеловека, синергию и др. Влияние его проповедей на последующие поколения было громадным. Уже ближайшие потомки стали воспринимать Иоанна Златоуста как «вселенского учителя и святителя», а его экзегеза (толкование Священного Писания), служившая основой для толкователей как на Востоке, так и на Западе, остаётся непревзойдённой. Также сохранился целый ряд сочинений, подписанных именем Иоанна Златоуста, подлинность которых исследователями оспаривается, в том числе и литургия, носящая его имя. Печатные каталоги насчитывают более 1900 манускриптов с его сочинениями. Но значение личности Иоанна Златоуста оценивается не только достоинством его сочинений. Он был на редкость цельным человеком, и вся его жизнь являлась как бы евангельским судом над современностью, над тем мнимым воцерковлением жизни, в котором слишком многие находили преждевременное успокоение. Соч.: Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе: в 12 тт., СПб., 1898–1906; репр. М., 1991–2004; Огласительные гомилии, Тверь, 2006.



 
PR-CY.ru