ИОАНН ЗЛАТОУСТ

ИОАНН ЗЛАТОУСТ (около 344/354 – 407 гг.) – святитель, один из Отцов Восточной церкви. Родился в Антиохии, центре торговли между Востоком и Западом и самом цветущем городе сирийского плоскогорья, в аристократической семье чиновника высокого ранга римской армии на Востоке. Его отец умер, когда Иоанн был ещё малолетним ребёнком, и все заботы о воспитании легли на плечи матери, которая посвятила свою жизнь его воспитанию и дала Иоанну Златоусту прекрасное образование, о чём он подробно написал в трактате «О священстве». Жизнь Иоанна изобилует трагической напряжённостью. Получив начальное образование дома, он учился греческому языку и ораторскому искусству в самой известной не только в Антиохии, но и далеко за её пределами школе прославленного ритора Ливания Антиохийского (314 – около 393 гг.), который считал его любимым учеником и хотел сделать своим преемником. Однако после окончания обучения около 368 (или 369) г. Иоанн принял крещение. Около 365 г. для завершения образования он ездил в Афины, в 367–372 гг. обучался у некоего философа Андрагафия, затем изучал Священное Писание в аскетерии одного из лучших христианских учёных того времени Диодора (с 378 г. – знаменитого епископа Тарсийского), от которого усвоил антиохийский метод толкования Священного Писания. После возвращения домой Иоанн решил стать монахом, но его удержала мать. Оставшись по её просьбе дома, он всё же не вернулся к светской жизни, стал носить убогие одежды и вести отшельническую жизнь, посвящая всё время молитве и изучению Священного Писания. Вскоре Иоанн сблизился с антиохийским епископом Мелетием I (360–381 гг.), который в 371 г. крестил его и поставил его церковным чтецом. Приблизительно в то же время (в 374 или 375 г.) умерла его мать, и он, раздав имущество нищим, отпустив на свободу рабов, удалился на четыре года в монашескую общину на горе Сильпий, неподалёку от Антиохии. Тогда же Иоанн написал свои первые труды: «О сокрушении сердечном» и два «Послания к падшему монаху Феодору». Пробыв в монастыре четыре года и желая ещё большего уединения, Иоанн тайно удалился из него в пустыню, нашёл там  пещеру и прожил в ней ещё два года отшельником; возвратиться в Антиохию его заставило пошатнувшееся здоровье из-за непомерной аскезы. Архиепископ Мелетий с радостью принял его, предложив проживать вместе с ним. Иоанн служил чтецом, а в 381–386 гг. Мелетий сделал его диаконом. За время своего диаконства Иоанн написал «Рассуждения о девстве», «Утешение вдове» и апологию «Против Юлиана». Особое значение имело его рассуждение «О священстве», которое и по сей день является руководством при исполнении пастырского долга. В 380 г. Мелетий отправил Иоанна в Константинополь на Второй Вселенский собор и вскоре умер. Иоанн опять удалился в свой монастырь и прожил там три года. Новый архиепископ Флавиан I (381–404 гг.) вызвал его из уединения, посвятил в 386 г. в пресвитеры и поставил проповедником в старом соборе Палее. Иоанн в течение 12 лет прослужил в этом сане. В эти годы он заслужил необычайную популярность своими проповедями и независимой позицией (будучи адвокатом) во время столкновений городского населения с властями. Иоанн говорил проповеди, которые часто вызывали у слушателей стоны и слёзы. Его красноречие отличалось ясностью, изысканностью, простотой и удивительной приспособленностью к потребностям времени. Иоанн произносил свои проповеди по несколько раз в неделю, а иногда даже каждый день. Бывало, что он, сказав проповедь в какой-нибудь из церквей, шёл затем в соборный храм и по поручению архиепископа вновь обращался к народу с поучением. Часто Иоанн проповедовал без книги и без тетради, чему удивлялись все антиохийцы, т.к. ничего подобного прежде не бывало. Нередко его речь прерывали по обычаю того времени рукоплесканиями, но Иоанн просил не восхвалять его, а больше вникать в суть сказанного. Его речь всегда была отчётливой и плавной, многочисленные пояснения разнообразны и удачны. Он был таким сладкоголосым оратором и любимым всеми учителем, что в городе не было ни одного, кто не хотел бы слушать его беседы. Когда становилось известным, что Иоанн должен говорить проповедь, народ валом валил в церковь. Скорописцы записывали его проповеди, а потом передавали другим, читали их за трапезами и на площадях. Его именовали «сладкоглаголивым» и «медоточивым», но позже (в VI в.) он получил за проповеди почётное имя «Хризостом» – «Золотые уста».

 



 
PR-CY.ru