ИАКОВ - Страница 2

Еретик привлёк к лжеучению многих жителей города, однако после спора с Иаковом он был изгнан из Ростова. Протоиерей Иван Дмитриевич Троицкий и архиепископ Филарет (Гумилёвский) рассматривали ересь Маркиана как смесь христианства с магометанством, А.И. Клибанов считал её наиболее ранним антитринитарным выступлением на Руси. Однако Феодосий Георгиевич Спасский, анализируя службу Иакову, показал, что она имеет компилятивный характер; к этому выводу присоединилась Е.В. Уханова, которая исследовала службу по спискам XVI – начала XVII вв. (в рукописях служба помещается под 27 ноября и 7 февраля) и датировала её временем не позднее первой четверти XVI в. Почти все стихиры службы Иакову заимствованы из служб общей минеи, из служб святителям Петру Московскому, Игнатию, Леонтию, Исаии Ростовским, Савве Сербскому (8 февраля), Стефану Сурожскому, Кириллу Александрийскому, Афанасию Великому, Николаю Чудотворцу, Григорию Паламе, Вуколу Смирнскому, Иоанну Дамаскину, апостолу Иакову, брату Господню, апостолу Иакову Алфееву и мученику Иакову Персиянину. Тропарь и кондак Иакову взяты из службы Пахомия Логофета Евфимию Новгородскому. Основным источником службы Иакову стал канон святителю Вуколу, епископу Смирнскому (ум. около 100 или 105 г.), который боролся с антитринитариями. В каноне Вуколу в качестве ересиарха упоминается Маркион, имя которого, очевидно, перешло с небольшим изменением в «Житие Иакова». Последователи Маркиана названы в «Житии Иакова» «двуперстниками» и «раскольщиками проклятыми». В связи с этими названиями данный памятник исследователи рассматривают в контексте антистарообрядческой полемики XVIII в. По другим источникам, в том числе по синодикам с анафематствованием русских еретиков, еретик с таким именем исследователям неизвестен. В Житии повествуется, что через семь лет после вступления на кафедру Иаков был изгнан ростовцами за то, что помиловал грешницу, осуждённую князем и горожанами на казнь. Иаков положил свою мантию на воду озера Неро и поплыл на ней, как на плоту. Отплыв на некоторое расстояние, вышел на берег. Здесь Иаков основал обитель в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы (Спасо-Иаковлевский монастырь), где провёл остаток жизни, отказавшись, несмотря на мольбы раскаявшихся ростовцев, вернуться на кафедру. Умер «в старости мастите» и был погребён в монастырской деревянной Зачатиевской церкви, «за левым крылосом». Спустя много лет, согласно Житию, были обретены нетленные мощи Иакова, от которых начали происходить чудотворения, продолжающиеся и «ныне», т.е. во время составления Жития. В Смутное время Зачатиевский монастырь был разорён, митрополит Иона (Сысоевич; 1652–1690 гг.) приписал его к архиерейскому дому. В 1686/1687 г. в обители вместо деревянной Зачатиевской церкви был построен собор, освящённый митрополитом Ионой (Сысоевичем) во имя Святой Троицы, в 1725 г. к собору с севера был пристроен Зачатиевский придел. Согласно описи Свято-Троицкого собора 1738 г. (старейшей из сохранившихся), мощи Иакова покоились под спудом, гробница (деревянная) находилась перед иконостасом, к северу от царских врат, над ней была каменная сень.

 



 
PR-CY.ru