ИАКОВ

ИАКОВ (XIV в.) – епископ Ростовский, святитель (память 27 ноября, 23 мая – в Соборе Ростово-Ярославских святых). Источники содержат существенные расхождения в сведениях о времени служения святого. В летописях Иаков упоминается только в списке ростовских архиереев, который в сводах второй половины XV в. сопровождает известие 1396 г. о поставлении Ростовского епископа Григория. Здесь перечень епископов исследователи читают в таком порядке: «Антоний, Иаков, Иван, Гаврила». В списке исследователи видят ошибку, т.к. Гавриил был поставлен на кафедру в 1336 г., сразу после смерти Ростовского епископа Антония (1329–1336 гг.), в 1346 г. Гавриил оставил кафедру (или был смещён с неё), и в том же году Ростовским епископом стал Иоанн (1346–1356 гг.). Однако исследователям ясно, что составители перечня относили пребывание Иакова на Ростовской кафедре ко времени до 1346 г. Более достоверным исследователям представляется сообщение, содержащееся в службе и в Житии святителя, о том, что он был назначен на Ростовскую епархию после кончины епископа Матфея Гречина, управлявшего епархией с около 1381 г. до зимы 1384/1385 гг. Исследователи полагают, что Иаков был поставлен митрополитом Пименом в период между поездками в Константинополь, т.е. между июлем 1388 г. и началом 1389 г. Когда митрополит Киприан в 1390 г. приехал в Москву, Ростовскую кафедру уже занимал Феодор. Исследователи отмечают, что в перечне Ростовских епископов в Новгородской четвёртой летописи (составлена в первой половине XV в.) за Матфеем Гречином следует святитель Феодор, тот же перечень исследователи видят в Типографской летописи – ростовском владычном своде второй половины XV в. В печатных Святцах 1646 г. в качестве даты кончины Иакова впервые был указан 6900 (1391/1392) г., что повлияло на последующую церковную историографию. Для исследователей очевидно, что составителям Святцев дата смерти святого была неизвестна (исследователи полагают, что она не дописана). В созданном в начале XVIII в. «Летописце о ростовских архиереях» сообщается, что Иаков был хиротонисан во епископа Ростовского в 1386 г., через три года изгнан и скончался 27 ноября 1392 г. в основанной им обители (по мнению исследователей, в ростовском Спасо-Иаковлевском Димитриевом монастыре), где его мощи покоятся под спудом. «Житие Иакова», по аргументированному предположению Елены Владимировны Ухановой, было создано в 1762 г. (Александр Ильич Клибанов, не приводя доказательств, предположил, что первоначальное несохранившееся Житие святого было написано к его канонизации в 1547 г.) Житие известно исследователям в одной редакции, представленной четырьмя полными и двумя неполными списками 1760 гг. – начала XX в. Составитель Жития в качестве своих источников указывает службу Иакову под 27 ноября в минее месячной, где сообщается, что Иаков был поставлен на Ростовскую кафедру из «иеромонахов монастырей ростовских» при великом князе Василии I Дмитриевиче (который именуется Донским) и митрополите св. Киприане «по Матфеи Греченине». Согласно Житию, Иаков одержал победу в публичном споре с неким явившимся в Ростове еретиком-«армяновером» Маркианом, взгляды которого на основании Жития исследователи характеризуют как иконоборческие, а на основании службы Иакову – как антитринитарные.

 



 
PR-CY.ru