ИОАНН из ГОРЦЕ - Страница 6

Посольство кордовского халифа доставило богатые подарки и послание Абд ар-Рахмана III, ставшее причиной недоразумения. Исследователи полагают, что формулировки титулования халифа и обилие цитат из Корана ввели в заблуждение канцелярию Оттона I: послание сочли содержащим оскорбительные суждения о христианской вере. Послов продержали три года при дворе на положении пленников, и лишь в 953 г. в Кордову было отправлено ответное посольство. Оттон I надеялся убедить халифа отозвать осевших в средиземноморской крепости Фраксинет арабских пиратов из Испании, полагая, что они признают себя подданными Абд ар-Рахмана III, и попутно отвечал на якобы содержавшиеся в послании халифа выпады против христианства. Желающих доставить «язычникам-сарацинам» оскорбительное для мусульман послание долгое время не находилось, пока эту миссию добровольно не взял на себя Иоанн из Горце, который стремился по примеру первых христиан претерпеть мученичество и умереть самой желанной для праведника смертью – за веру. Из текста Жития исследователи сделали вывод, что халиф не захотел принимать письмо, которое обрекало на смерть посланника, который его привёз, или самого халифа, если станет известно, что оскорбление учения Магомета, якобы содержавшееся в письме, осталось безнаказанным. Не удалось через посредников склонить Иоанна из Горце не передавать послание и вручить только подарки от германского короля: святой любой ценой намеревался выполнить данное ему поручение и воспринимал льстивые уговоры или угрозы немедленной расправы над ним и над всеми христианскими подданными халифа как способ удержать его от «защиты христианской веры». В течение трёх лет посольство проживало в пригородном дворце сына халифа в полной изоляции и в постоянном ожидании казни. Иоанн из Горце не терял решимости претерпеть мученичество за веру – в Житии рассказ о дипломатической миссии превращается в повествование о «поединке» двух религий. Христианская вера восторжествовала: Иоанн из Горце был принят Абд ар-Рахманом III, который был покорён стойкостью характера, мудростью и непоколебимой смелостью посланника и предложил ему «сердечную дружбу». Этому событию предшествовали переговоры с Иоанном из Горце, после которых халиф срочно отправил к Оттону I небольшое посольство, чтобы получить новые распоряжения относительно послания. Оттон I составил вполне нейтральное послание, которое было вручено халифу уже после того, как тот принял Иоанна из Горце. Рассказом о беседе с Абд ар-Рахманом III, содержащим ряд наблюдений о правлении Оттона I и политическом положении в Германском королевстве, якобы высказанных халифом, рукопись «Жития Иоанна из Горце» обрывается. В 960 г. святой вернулся в Горце и после смерти аббата Эйнольда (между 967 и 973 гг.) стал его преемником. Став настоятелем Горце, он продолжал служить для монастырской братии примером смирения и аскетического воздержания, питаясь с общего стола и участвуя во всех работах. Смерть Иоанна из Горце была тяжёлой. По сообщению агиографа, никогда присутствовавшие не видели столь долгой борьбы человека со смертью. Иоанну из Горце часто приписывается авторство рассказов о чудесах священномученика Горгония, мощи которого хранились в Горце с VIII в., и о местночтимой святой, мецской аббатисы VI–VII вв. Глодезинды. Это мнение, высказанное Г. Перцем, издателем Жития Иоанна из Горце» и описания чудес священномученика Горгония, было оспорено В. Шульце, затем П.Х. Якобсеном, который доказал, что «Miracula S. Gorgonii» были написаны Иммоном, аббатом монастыря Горце (982 – около 1015 гг.).



 
PR-CY.ru