ИОАНН из ГОРЦЕ - Страница 3

Исследователи отмечают, что в Житии изложение биографии Иоанна из Горце постепенно переходит в историю религиозного движения. Братьям по общине Иоанн из Горце личным примером и увещеванием помогал побороть сомнения в правильности избранного пути и уверовать в необходимость строжайшей дисциплины и послушания. Но главная его заслуга – в восстановлении разрушенного монастыря и монастырского хозяйства. Должность Иоанна из Горце в аббатстве была довольно скромной: он отвечал за «внешнюю» хозяйственную деятельность (res extra) – управление угодьями; обеспечением «внутренних» нужд братии (едой, одеждой, постелью и т.п. – res interiora) ведали два монаха, у которых он формально находился в подчинении. Объединять и направлять хозяйственную деятельность всех троих должен был аббат. Однако Эйнольд мало вникал в насущные проблемы общины, и вначале монастырь был столь беден, что вряд ли мог существовать без помощи соседних аббатств. Иоанн из Горце постепенно сосредоточил в своих руках заботы по обеспечению монастыря и ведению хозяйства. Он был рачительным хозяином, «doctus et gnarus», т.е. учёным и компетентным во всём – от сельского хозяйства до строительства и права: руководил хозяйственными заготовками, обустройством рыбных прудов и солеварни, постройкой мельницы, разведением скота, рациональным размещением полей и виноградников, заботился об оснащении и украшении храма, отливке новых колоколов. Во многом благодаря его деятельности Горце был восстановлен за короткий срок. Восстановление монастыря и рост авторитета Горце как общины «нового типа», живущей в строгом соответствии с Уставом Бенедикта Нурсийского, дополненного Бенедиктом Аньянским, повлияли на распространение так называемой лотарингской реформы. Горце стал вторым после Клюни крупным центром движения за восстановление обмирщавшего института общежитийного монашества (restauratio coenobiorum), цель которого в земном мире – восстановить порядок в условиях общественной дезорганизации, падения морали и права, неконтролируемой агрессии феодальных сеньоров, чему виной стало, как считалось, всеобщее пренебрежение авторитетом и духовным контролем церкви; в горнем мире – спасти души всех живых и почивших христиан. Предполагалось достичь этого путём освобождения монашества от любого влияния извне (так называемой libertas monastica), что стало бы залогом укрепления монастырской дисциплины и увеличения доли литургической и поминальной практики в жизни монахов. Деятельное участие имперского епископата в реформе исследователи не рассматривают как проведение реформы «сверху», в рамках политики имперской церкви, что якобы отличало лотарингское движение от клюнийского (это мнение восходит к работам К. Халлингера и было давно оспорено историками). Король, представители епископата и крупной имперской знати, вдохновлённые идеей спасения церкви от обмирщения, поддерживали реформу и приглашали в частные монастыри аббатов-реформаторов или передавали монастыри реформированным общинам. Тот факт, что епископ Адальберон I передал единомышленникам Иоанна из Горце именно Горце, находившийся в собственности Мецской кафедры, исследователи считают симптоматичным: в середине VIII в. в рамках каролингской церковной реформы аббатство было основано епископом Хродегангом Мецским как образец сотрудничества монастырей и епископских кафедр.

 



 
PR-CY.ru