ИОАНН из ГОРЦЕ - Страница 5

Перед праздниками Рождества и Пасхи Иоанн из Горце увеличивал длительность поста, по несколько дней отказывался от пищи и воды, в обычные дни ел только растительную пищу и до конца жизни придерживался этих строгих правил. Во время болезни отвергал помощь врача, избегал купания, носил самую плохую одежду. Иоанн из Горце был глубоко религиозен, но у него было своеобразное отношение к вере. Путь к праведной жизни он искал сам: в Житии нет рассказов о видениях святого или о вещих снах, которые бы направляли его, когда он был в смятении. Внутренняя жизнь Иоанна из Горце скрыта от глаз посторонних – близких друзей в монастыре у него нет, он «живёт среди многих как отшельник». Свои сомнения он пытался разрешить путём размышлений, молитв и чтения. Он самостоятельно изучал творения отцов церкви: «De Trinitate» («О Троице») и «De civitate Dei» («О Граде Божьем») Августина Блаженного (согласно Житию, он постиг их с превеликими трудностями), сочинения Григория I Великого (Двоеслова), Амвросия Медиоланского, Иеронима Стридонского, Жития святых, осваивал учение Аристотеля о категориях, в то время известное только в изложении Боэция, в свою очередь, комментировавшего греческий текст неоплатоника Порфирия. Аббат Эйнольд считал такие занятия чрезмерно утомительными для монаха и запретил их; Иоанн из Горце подчинился аббату. Выполняемые Иоанном из Горце функции формально соответствовали должности келаря (cellararius), второго после аббата человека. По мнению исследователей, несоответствие занимаемой высокой должности и низкого происхождения Иоанна из Горце было причиной недовольства среди братии монастыря, в основном, состоявшей в это время из представителей аристократии. Выгодные сделки, заключённые им, расценивались монахами как жадность и корыстолюбие, его обвиняли в том, что «он так и не оставил мир». Иоанн из Горце смиренно сносил упрёки и «пребывал в безмолвии…, храня спокойствие и среди общего крика сдерживая гнев». Обуздание эмоций в Житии рассматривается как разновидность аскезы: чтобы подавить вспышку гнева и напомнить себе о собственной ничтожности перед лицом Всевышнего, Иоанн из Горце, например, отправлялся чистить отхожее место. Он не гнушался никакой работой: варил, чистил, пахал, мыл посуду, носил воду, заботился о бедных, ухаживал за больными, принимал паломников, омывал им ноги. Его «caritas» (милосердие), «humilitas» (смирение), «patientia» (терпение), «subiectio» (покорность), «abiectio» (самоуничижение), «fortitudo animae» (твёрдость духа) характеризуются в Житии как свидетельства религиозно-этической самодисциплины. В 953 г. Иоанн из Горце принял участие в посольстве германского короля Оттона I в мусульманскую Кордову (Испания) к халифу Абд ар-Рахману III, о чём сообщается в Житии. Текст Жития является единственным источником сведений об этой миссии (исследователи не исключают, что о посольстве рассказывается со слов Иоанна из Горце). С дипломатической точки зрения посольство оказалось, скорее, неудачным, и не в последнюю очередь из-за бескомпромиссного характера Иоанна из Горце. В середине X в. Кордовский халифат, объединённый Абд ар-Рахманом III, был сильным централизованным государством. Исследователи полагают, что инициатива установить дипломатические отношения с христианскими правителями Европы принадлежала халифу. В конце 950 г. он отправил посольство ко двору короля Оттона I. О целях этого посольства исследователям ничего не известно; исследователи полагают, что Абд ар-Рахман III искал политического союза с германским королём для борьбы с шиитским халифатом Фатимидов, утвердившимся в Северной Африке и претендовавшим на господство на Сицилии и в Южной Италии, где у Оттона I также были собственные интересы (в 951 г. он отправился в поход, во время которого был провозглашён королём Италии).

 



 
PR-CY.ru