ИОАНН из ГОРЦЕ - Страница 2

«Выгода» (profectus), которую святой извлекал из общения с высокопоставленными лицами, описывалась агиографом как духовная, а не как материальная – Иоанн из Горце искал пример для подражания, направлявший бы его в духовных исканиях; он хотел возвыситься над тем, что было дано ему от рождения. Исследователи отмечают, что в Житии описано несколько типов религиозной практики в X в.: деятельность клириков, уклад и быт в общежительных монастырях, отшельничество. Управляя делами одной из церквей близ города Туль, Иоанн из Горце познакомился с диаконом Бернером, который стал его первым духовным наставником (под его влиянием Иоанн из Горце начал изучать латинскую грамматику). На мировоззрение Иоанна из Горце оказала влияние Гайза, воспитанница монастыря св. Петра в Меце. Несмотря на юный возраст и знатное происхождение, она поразила святого серьёзностью суждений о христианском служении. Под влиянием разговоров с Гайзой он задумывался о «новой жизни» (vita nova, vita perfectior), начал изучать Священное Писание и творения отцов церкви, «читая и перечитывая их, пока не запомнит прочитанного наизусть». Иоанн из Горце пытался жить отшельником, но к нему приходили люди, и это мешало уединению; начинал петь в церковном хоре, однако оставил это занятие, т.к. «Бог не наделил его певческим даром». Желая отказаться от имущества и удалиться от мира, обнаружил, что ни в одном из известных ему монастырей не соблюдался строго устав, поэтому самостоятельно искал духовных наставников. В Вердене познакомился с затворником Гумбертом, которого горожане почитали как святого. Следуя его примеру, Иоанн из Горце стал умерщвлять плоть, пренебрегая заботой о теле, и строго соблюдал пост. Узнав о некоем Лантберте, который жил аскетом в лесах на возвышенности Аргон, Иоанн из Горце отправился на его поиски. Однако, согласно Житию, этот отшельник превратил умерщвление плоти и суровое воздержание в самоцель, оттеснив на задний план нечто большее, что должно быть у истинного праведника. Иоанн из Горце совершил паломничество в Рим, путешествовал по Италии и посетил монастыри Монте-Кассино, Гаргано, Сан-Сальваторе в Неаполе. Вернувшись из Италии, познакомился с Эйнольдом, бывшим архидиаконом в городе Туль. По предложению Мецского епископа Адальберона I (ум. в 964 г.) Иоанн из Горце, Эйнольд и Гумберт из Вердена удалились в монастырь Горце, разорённый венграми и оставленный в 933 г. бежавшими монахами. Эйнольд был избран аббатом, а Иоанн из Горце, отличавшийся деловыми качествами, взял на себя хозяйственные дела. Он пожертвовал монастырю своё имущество, через некоторое время в Горце вступили его младшие братья, при обители поселилась и его мать, на которую были возложены заботы об одежде монахов. В Житии нашла отражение основная идея монашеских реформ X–XI вв.: жизнь по образцу «vita communis» в монашеском сообществе, подчинённом строгому уставу, когда братия едина в мыслях и устремлениях, как «одно сердце и одна душа» (Деян. 4:32), открывает возможность для достижения вершин состояния аскезы. Агиограф даёт подробную характеристику сложившегося вокруг Эйнольда и Иоанна из Горце круга единомышленников. Он пополнялся, прежде всего, кафедральными канониками и другими духовными лицами из Меца, Туля, Вердена и окрестных монастырей.

 



 
PR-CY.ru