ИОАНН из ГОРЦЕ

ИОАНН из ГОРЦЕ, Иоанн Горцский, Иоанн из Вандьера (около 900 – 974 гг.) – бенедиктинец, аббат монастыря Горце, деятель лотарингской монашеской реформы святой (память в Западной церкви 27 февраля, 23 мая). Основным источником сведений об Иоанне из Горце является его Житие – «История жизни господина Иоанна, аббата обители Горце» («Historia de vita domni Iohannis Gorzie coenobii abbatis»), составленное после кончины святого его сподвижником Иоанном, аббатом монастыря святого Арнульфа в Меце. В первой части Жития описывается жизнь Иоанна из Горце в миру, во второй части – в монастыре, сначала в качестве монаха (in contubernio ceterorum), затем в качестве аббата (in regimine). Сохранившийся текст обрывается в начале второй части. Исследователи отмечают, что В Житии подробно изложены обстоятельства жизни и подвижничества святого, современные ему реалии политической и религиозной жизни, а также представлены портреты ряда ключевых фигур лотарингской реформы и других современников, при этом отсутствуют описания чудес и некоторые типичные мотивы и агиографические топосы. Житие «Иоанна из Горце» исследователи считают важным источником истории имперской церкви в период правления германского короля Оттона I (936–973 гг., император с 962 г.) и лотарингского монашеского движения. Составитель Жития уделил особое внимание внутренним мотивам и душевным переживаниям Иоанна из Горце на пути к монашескому обращению (conversio) и подробно описал духовные поиски аскезы и индивидуальных форм общения с Богом в рамках монашеского общежития (vita communis). В «Житии Иоанна из Горце» разрушен сложившийся в раннесредневековой агиографии стереотип обязательного отождествления благородства души с благородным происхождением. Иоанн из Горце родился в крестьянской семье, которая жили на землях монастыря св. Петра в Меце. Благочестивый образ жизни и глубокая вера его родителей в Житии противопоставляются «пустым похвальбам о древности рода» и «знаменитым именам предков». Иоанн из Горце учился сначала в Меце (как полагают исследователи, в школе при кафедральном соборе), затем в монастыре св. Михаила на реке Маас (Мёз) (по признанию Иоанна из Горце, приведённому в Житии, «плоды этого учения были весьма скромными»). После смерти отца Иоанн из Горце в юном возрасте (adolescens – от 15 до 25 лет) взял на себя ответственность за ведение семейного хозяйства и обучение младших братьев. Он стремился расширить круг своего общения, знакомился с представителями светской и духовной элиты (прежде всего, в Вердене). Помогая им, он вёл «различные дела» (in variis officiis et negotiis), при этом «с большой выгодой для себя»; например, получил в управление две частные церкви верденского графа Риквина. Практический характер знаний Иоанна из Горце (scientia actualis) сыграл решающую роль в его судьбе: устраивая чужие дела, он был «искусен, как никто другой», аристократы приглашали его как компетентного в разных сферах жизни «эконома» (dispensator). Достигнув зрелого возраста, Иоанн из Горце служил экономом у графа Риквина, затем (по мнению исследователей, на аналогичной должности) у другого знатного лица Варнерия и у Верденского епископа Дадона, который советовался с ним даже по делам управления диоцезом.

 



 
PR-CY.ru