ИОРДАНИЯ - Страница 7

Древнейшим центром христианства в Иордании была Пелла (ныне Табакат-Фахль). Согласно «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, туда во время первого Иудейского восстания 66–74 гг. переселилась христианская община Иерусалима. После подавления второго Иудейского восстания (132–135 гг.) часть христиан вернулась в Иерусалим, но в Пелле осталась христианская община, упоминаемая местным христианским писателем Аристоном в «Диалоге Ясона и Паписка». Император Константин I Великий придавал землям за Иорданом особое значение в процессе христианизации Римской империи. После путешествия императрицы Елены (около 327–328 гг.) в Иерусалим и обнаружения реликвий Святого Креста, Палестина, а вместе с ней и западные земли провинции Аравии стали местом массового паломничества. В церковном отношении большая часть территории Иордании подчинялась Иерусалиму (см. Иерусалимская православная церковь), северные районы – Антиохии (см. Антиохийская православная церковь). Значительными христианскими центрами были Гераса, Гадара (ныне Умм-Кайс) и Мадаба; но и в менее значительных центрах (например, Умм-эль-Джимале в Хауране) во время раскопок также были найдены руины многочисленных христианских церквей. Крупнейшими паломническими центрами были место Крещения Христа на берегу реки Иордан (совр. Вади-эль-Харрар, см. Вифавара) и гора Нево (ныне Эн-Наба) с источником Моисея; паломнический путь (описан паломницей на Святую землю Эгерией) вёл из Иерусалима через Ливиаду (ныне Телль-эр-Рама) и Эсб (ныне Хисбан). Другими важными центрами паломничества были место вознесения пророка Илии (монастырь Мар-Ильяс близ совр. Аджлуна) и пещера Лота на южном побережье Мёртвого моря. Кастрон-Мефаа (библ. Мефааф, ныне Умм-эр-Расас) был местом подвижничества столпников (столпы сохранились до настоящего времени). В Петре, где находились языческие храмы и места жертвоприношений, языческие культы существовали и в IV–V вв. Евсевий Кесарийский сообщает о возведении церквей в Петре и сопротивлении христианству со стороны язычников, Епифаний, епископ города Солы, упоминал о смешении христианской практики и языческого идолопоклонства, церковный историк Созомен писал о том, что ещё во времена императора Феодосия I Великого (379–395 гг.) язычники защищали свои храмы, из Жития монаха Бар Саумы исследователям известно о процветании языческих культов в начале V в. и о том, как язычники Петры закрыли перед ним ворота города. При императорах Анастасии I (491–518 гг.) и Юстине I (518–527 гг.) Петра стала местом ссылки несторианского патриарха Антиохии Флавиана II и монофизитского епископа Амиды Маара, не согласных с церковной политикой этих императоров. В Комнате свитков так называемой Византийской церкви в Петре были обнаружены остатки большого архива – 152 папирусных свитка (между 528 и 588 гг.), по которым исследователи способны реконструировать повседневную жизнь в Петре VI в. Население Заиорданья в римскую и византийскую эпохи было неоднородно в этнокультурном отношении. Новая Траянова дорога условно делила города региона на западные (эллинизированный Декаполис) и восточные поселения, где греческое влияние не было определяющим. Ещё более сильную арабо-арамейскую традицию исследователи прослеживают в центральных и южных районах Иордании. Степные и полупустынные земли востока занимали арабы-бедуины.

 



 
PR-CY.ru