ИОРДАНИЯ - Страница 4

Помимо этого в стране ведёт работу ряд мелких протестантских групп (пресвитериане, квакеры, Свидетели Иеговы, мормоны), общая численность которых составляет, по разным подсчётам, от 1 до 2 тыс. человек. Ислам, являющийся государственной религией страны, исповедует подавляющее большинство жителей Иордании. 98% из них сунниты шафиитского толка; около 2% – шииты-имамиты, преимущественно выходцы из Ирака. Общее количество мусульман составляет 6 млн. 20 тыс. человек. Друзы – этноконфессиональная общность, сформировавшаяся в начале XI в. в среде египетских шиитов-исмаилитов (см. ст. Друзы); компактно проживают в северной части страны на границе с Сирией. Общая численность друзов около 15 тыс. человек. Новые религиозные движения представлены адептами Бахаизма, численность которых составляет около 17 тыс. человек. Древнейшие следы деятельности человека на территории Иордании относятся к палеолиту. Поселение Бейда в Вади-эль-Араба (первая половина 7 тыс. до н.э.) исследователи относят к тахунийской культуре докерамического неолита Палестины. Керамический неолит представлен ярмукской культурой (5500–4000 гг. до н.э.), существовавшей между рекой Ярмук, Тивериадским озером и Голанами. Характерная черта этой культуры – развитое изобразительное искусство, связанное с культом плодородия. К наиболее известной группе памятников так называмого палестинского энеолита исследователи относят гхассульскую культуру (4300–3300 гг. до н.э.), развивавшуюся в горах на северо-восточном побережье Мёртвого моря. Археологами изучен ряд земледельческих поселений, принадлежавших к этой культуре: для них характерно наличие высококачественной керамики сложных форм и изделий из меди, которую добывали в 100 км к югу, в долине Тимна около залива Акаба. Исследователи предполагают, что гхассульская культура погибла из-за изменения климата, сокращения количества осадков и наступления пустыни, сделавших невозможным занятие земледелием. На протяжении 3 тыс. до н.э. (Ранний городской период в Палестине) на территории Иордании не было осёдлого населения. На рубеже 3 и 2 тыс. до н.э. в Заиорданье появляются западносемитские скотоводческие племена аморреев, о чём свидетельствуют петроглифы на скалах Синая, Негева, пустынь Иордании с изображением сцен охоты и кочевого быта. Во второй половине 2 тыс. до н.э. земли Палестины и Заиорданья периодически оказывались под властью Египта. В конце XIV в. до н.э. на территории Иордании появились аморрейские царства: северным, занимавшим нагорья Иордании между реками Иавок и Арнон (совр. Эз-Зарка и Эль-Мауджиб), был Аммон со столицей Раббат-Аммон на месте современного Аммана. К востоку от Мёртвого моря находился Моав со столицей Дивон (ныне Дибан между Мадабой и Эль-Караком). К югу от моря, по обеим сторонам от долины Араба, находился Эдом, центром которого была Петра. В XIII в. до н.э. Есевонское царство захватило у аммонитян долину Иордана. В конце того же столетия это царство было разгромлено еврейскими племенами под предводительством Моисея. Государства Эдом, Аммон и Моав часто воевали с Израилем, которому принадлежала долина Иордана и западный склон Заиорданского плато. На пике могущества, при Давиде и Соломоне (около 1002/1001 – около 931 гг. до н.э.), Израиль подчинил себе эти царства напрямую или превратил их в своих вассалов; позже они освободились от прямой зависимости.

 



 
PR-CY.ru