ИОРДАНИЯ - Страница 8

С VI в. на Ближнем Востоке исследователи замечают черты кризиса античной цивилизации. Снижение рождаемости, упадок экономики, землетрясения и пандемия (так называемая Юстинианова чума) резко сократили население Заиорданья и подорвали сопротивляемость региона внешним вторжениям. Были заброшены крепости на границе с пустыней. В конце VI в. распались арабские протогосударства Сирийской пустыни. Персидская оккупация 614–628 гг. нанесла сильнейший удар по позициям христианской церкви и административно-хозяйственному устройству Ближнего Востока. После ухода персидских гарнизонов византийские власти так и не восстановили военный контроль над землями Южной Палестины и Заиорданья. В августе-сентябре 629 г. в Заиорданье впервые вторглось мусульманское войско. Оно было разбито местным гассанидским вождём в битве при Муте в горах над юго-восточным берегом Мёртвого моря. В 630 г. власть мусульман признал правитель Айлы. В 634 г. мусульманские армии снова вторглись в Заиорданье и после победы над византийцами под Пеллой (январь 635 г.) подчинили себе всю территорию региона. Завоеватели не встретили особого сопротивления, археологи не отмечают следов грабежей и разрушений. Новая византийская армия пыталась оттеснить арабские отряды в пустыню, но в битве при реке Ярмук в августе 636 г. была уничтожена. После этого арабы в течение нескольких лет завоевали территории Сирии, Египта, Месопотамии и Ирана. В рамках административного деления Арабского халифата значительная часть территории Иордании вошла в состав провинции Урдун (полоса земель от реки Ярмук и Тивериадского озера до Средиземного моря, совпадающая с византийской провинцией Палестина Вторая, со столицей в Пелле). В 650 г. около византийского города Айлы был основан арабский военный лагерь. Впоследствии византийский город был покинут (географы X в. описывают его развалины), а городская жизнь сосредоточилась в мусульманском городе Айле, ставшем важным торговым портом. В первые 150 лет арабского владычества Заиорданье продолжало успешно развиваться, в том числе и благодаря близости к Дамаску, столице Халифата. Династия Омейядов (661–750 гг.) уважала традиции эллинистической культуры и терпимо относилась к христианскому населению. Археологические данные свидетельствуют о росте благосостояния многих городов Заиорданья в этот период. Сохранялись византийские традиции ремесла, градостроительства, материальной и духовной культуры. Существовала церковная организация, строились и обновлялись храмы. В посвятительных надписях второй половины VII – первой половины VIII вв. упоминаются местные епископы и другие лидеры христианских общин. Епископы заиорданских городов осуществляли управление Иерусалимской церковью в 640–660 гг., когда оставался незанятым патриарший престол Святого града. Из Заиорданья происходили святые раннеарабской эпохи: Пётр Капитолийский, казнённый в Дамаске в середине VIII в., братья Феодор и Феофан Начертанные (первая половина IX в.). С середины VIII в. в жизни ближневосточных христиан стали заметны кризисные явления. Катастрофическое землетрясение в январе 747 г. разрушило многие города и монастыри, которые больше не восстанавливались (Гераса, Гадара, Умм-эль-Джималь и др.). Почти прекратилось храмовое строительство.

 



 
PR-CY.ru