ИСАИЯ, Лукошков (Лукошко) Иван Трофимов - Страница 7

Разводы усольского мастера сохранялись и в пометных списках песнопения второй половины XVII в. Авторское своеобразие «перевода» распевщика, по мнению исследователей, находит выражение также в мелодическом развитии речитативных фрагментов песнопения. Создание распевов на основе уже сложившихся традиций (усольской, новгородской, общерусской) выдвинуло Исаию в ряд выдающихся распевщиков России. Но для его творчества, по мнению исследователей, характерно и создание оригинальных авторских композиций, например, таких, как стихира в день Пятидесятницы «Царю Небесный, Утешителю» (славник на стиховне шестого гласа и по 50-м псалме). Стихира с обозначением «роспев Лукошков» («по 50-м псалме, глас 6») была найдена Вячеславом Измайловичем Срезневским в рукописи первой четверти XVII в. (Библиотека Академии Наук). Распев Исаии отличается от типового распева из певческих сборников строгановской мастерской XV–XVI вв. (Российская национальная библиотека, Российская государственная библиотека), который, в свою очередь, является редакцией древнего распева, известного по рукописям XII и XIII вв. (Исторический музей, Российская национальная библиотека). Исследователи отмечают, что Исаия отказался от следования традиции: в его песнопении полностью изменён знаковый состав. Силлабо-мелизматический тип соотношения текста и распева уступил место мелизматическому, в котором преобладают внутрислоговые фитные и лицевые разводы. По мнению исследователей, Исаия, передавая в своём распеве смысл поэтического текста музыкальными средствами, не вышел из круга интонаций и композиционных приёмов, присущих его эпохе. Свободное творчество проявилось не в поисках нового музыкального языка, а в совершенном владении техническими тонкостями написания большого знаменного распева. По мнению исследователей, мастерство и новаторство Исаии заключаются, прежде всего, в собственном прочтении сложнейших фитных формул. Искусно сплетая попевочные, лицевые и фитные обороты в единую масштабную форму, усольский мастер придал каноническому тексту новое звучание и необычайную распевность. Исаии принадлежит также сочинение распева цикла воскресных ипакои на восемь гласов, которые находятся в одном ряду с такими монументальными произведениями, как Стихиры крестные Варлаама (Рогова) или Стихиры евангельские Феодора Христианина. Композиционно (по составу и последовательности формул) основой для них послужили бытовавшие в Усолье ипакои большого распева. Письменное воплощение последние нашли в рукописях из строгановской мастерской, где встречаются в самой ранней записи (1584 г.). Исследователи отмечают, что при создании собственного «перевода» Исаия опирался именно на этот вариант цикла, в котором все лицевые и фитные формулы были представлены в виде «тайнозамкненных» начертаний. Творчество мастера заключалось в разводе формул, а также в изменении на уровне внутренней мелодической вариантности некоторых подводов к этим формулам, но в рамках сформировавшейся ранее формульной композиции и в традициях усольской певческой школы. Сохранившиеся песнопения Исаии позволяют исследователям считать его одним из выдающихся мастеров русского средневекового искусства.



 
PR-CY.ru