ИСАИЯ, Лукошков (Лукошко) Иван Трофимов - Страница 6

В певческих книгах строгановского скриптория стихира «Волсви персидстии» бытовала не менее чем в шести распевах. Особый интерес у исследователей вызывает уникальный распев, найденный в списке рубежа XVI и XVII вв. (Российская национальная библиотека), созданный на основе более раннего безымянного неразводного варианта, сложившегося в XVI в. Именно эта усольская версия произведения легла в основу варианта распева Исаии. Сравнение распевов показывает исследователям, что они принадлежат к одной традиции, но первое песнопение состоит из «тайнозамкненных» формул, а второе представляет собой его разводной вариант. Наибольший интерес вызывают те формулы, которые в «переводе» Исаии преобразованы полностью либо частично. Эти различия в обоих распевах дают возможность исследователям судить, в чём заключалось творчество выдающегося мастера. Среди различающихся формул три оригинальные, они, по мнению исследователей, являются авторскими, остальные четыре идентичны формулам новгородского распева. Таким образом, при создании собственной музыкальной версии стихиры Исаия опирался на уже существовавшую в Усолье неразводную модель произведения. Главной творческой задачей мастера было изложить распев в новом виде в разводе дробным знаменем. При этом он придерживался традиций своей школы и школы своего учителя Стефана Голыша, т.е. новгородской. Примером творческого поиска Исаии при создании собственной версии на основе уже бытовавшей «общерусской» традиции исследователи называют распев славника на «Господи, воззвах» Недели о блудном сыне «О, колико блага». Песнопение сохранилось на отдельном листе, который находился в библиотеке государевых певчих дьяков. Текст его предваряется ремаркой: «Перевод Лукошкин, взято лета 7110 (1601) сентября в 8-й день» (Российский государственный архив древних актов). По мнению исследователей, главное отличие авторского варианта Исаии от более ранних в том, что в нём разведены почти все «тайнозамкненные» формулы. Усольский мастер воспринял традицию распева славника из производной версии, возникшей во второй половине XV в. (Российская государственная библиотека) на основе древнейшей силлабо-мелизматической знаменной версии, известной по источникам XII – первой половины XV в. (Исторический музей, Российская национальная библиотека) и широко бытовавшей в разных регионах страны на протяжении XVI в. Запись славника «О, колико блага» в распеве Исаии исследователи датируют 1601 г.; более ранних разводных списков исследователи не обнаружили. Исследователи полагают, что Исаия одним из первых распел «тайнозамкненные» формулы, и в рукописях первой половины XVII в. произведение фиксировалось, главным образом, с этими разводами (Российская национальная библиотека, Российская государственная библиотека). Следовательно, авторство Исаии проявилось в его собственном музыкальном толковании фитных и лицевых начертаний.

 



 
PR-CY.ru