ИСАИЯ, Лукошков (Лукошко) Иван Трофимов - Страница 3

Митрополит Иона (Думин), возглавивший Ростовскую и Ярославскую кафедру после смерти митрополита Варлаама (Рогова), а раньше, незадолго до Исаии, настоятельствовавший в том же монастыре, пожаловал в монастырскую библиотеку дорогую рукописную книгу – «Апостол толковый». В 1607 г. «иждивением» митрополита под надзором Исаии в обители была построена надвратная церковь св. Александра Невского. Во время настоятельства Исаии в Богородице-Рождественском монастыре между ним и князем И.М. Барятинским продолжалась тяжба за упоминавшиеся «сельцо» и деревню. В челобитной от 12 октября 1620 г. на имя патриарха Филарета (Романова), жалуясь на «Исайю з братею», которые «тому осмнатцать лет» завладели «вотчиною тестя его», И.М. Барятинский писал, что «как рострига (Лжедмитрий I, июль 1605 г. – май 1606 г.) был на Москве, и ему в той вотчине указу не учинил, потому что Рожественого монастыря архимарит был ростриге духовник». В своей грамоте патриарх Филарет повелел оставить село и деревню обители (Российский государственный архив древних актов; Акты, относящиеся до юридического быта Древней России). Исследователям неизвестно, почему Лжедмитрий I выбрал себе в духовники Исаию. Вряд ли его привлекала слава Исаии как мастера знаменного пения. Источники свидетельствуют о том, что самозванец окружил себя музыкантами-иноземцами, игравшими на разных инструментах. За столом он «охотно слушал музыку и пение», но его капелла состояла из 32 певцов, привезённых из Польши. Исследователи полагают, что Исаия был духовником Лжедмитрия I очень недолго. В грамоте от 10 декабря 1605 г. Лжедмитрий I, подтверждая за Владимиро-Рождественским монастырём право на «сельцо» и деревню, которое оспаривал князь И.М. Барятинский, назвал Исаию «богомольцем своим», чего нет в грамотах, дарованных другим настоятелям монастырей. В январе 1606 г. самозванец подписал жалованную грамоту монастырю, закреплявшую за ним все его владения, а в марте пожаловал в его казну значительную сумму – 150 руб. Но к 7 мая, к свадьбе самозванца и Марины Мнишек, Исаия уже не являлся духовником Лжедмитрия I, поскольку в начале обряда «читал молитвы» в палатах «духовник царский, благовещенский протоиерей» Феодор, он же совершал венчание (Российский государственный архив древних актов). По всей вероятности, царским духовником и протопопом Благовещенского собора к тому времени стал мастер «московского пения» и дидаскал Феодор Христианин, который пользовался большим авторитетом у придворных певчих дьяков. Исаия также принимал участие в совершении бракосочетания Лжедмитрия I: после речи патриарха в Успенском соборе вместе с избранными настоятелями монастырей он подносил на золотом блюде крест, которым благословлялись молодые, затем патриарх посылал его в числе других «по бармы и по диадиму» (Российский государственный архив древних актов).

 



 
PR-CY.ru