ИОНА - Страница 14

Исследователи указывают на основополагающее значение этого события для формирования единой шотландской государственности и шотландского этнического самосознания в целом. По мнению Дж. Баннермана, Кинаэд стремился к отделению шотландской части «общины Колумбы», которая могла стать основой независимой церковной иерархии в Альбе. По мнению исследователей, в IX в. настоятель Дун-Каллена стоял во главе церкви в Шотландии – под 865 г. в ирландских анналах упоминается о Туатале, сыне Артгуса, «верховном епископе Фортриу и аббате Дун-Каллена» («prim-epscop Fortrenn & abbas Duin Caillenn»). Исследователям неизвестно, входил ли епископ Туатал в руководство «общины Колумбы», которое в этот период размещалось либо на острове Иона, либо в Ирландии. О значении Дун-Каллена свидетельствует запись в «Шотландской хронике» о разорении скандинавами «Дун-Каллена и всей Альбы», однако в 905/906 г. правитель Константин II заключил соглашение с Келлахом, епископом Кеннригмонада (ныне Сент-Андрус), которое привело к возвышению кафедры в Кеннригмонаде. Тем не менее, связи между правящими кругами Альбы и аббатами «общины Колумбы» оставались прочными: усыпальницей шотландских правителей IX–XI вв. служил монастырь на острове Иона. Исследователям неизвестно, в какой степени сохранялись в Шотландии структуры конгрегации св. Колумбы, однако источники свидетельствуют о том, что аббаты Дун-Каллена были важными персонами (например, записи в ирландских анналах под 873 и 965 гг.). Сын аббата Кринана (ум. в 1045 г.) и Беток, дочери короля Маэл Колума (Малькольма) II, Доннхад I (1034–1040 гг.), стал основателем шотландской королевской династии. По мнению исследователей, Кринан мог принадлежать к ирландскому роду Кенел Коналл. О значимости Дун-Каллена как центра почитания св. Колумбы в IX–X вв. свидетельствуют упоминания в ранней части англосаксонского перечня гробниц святых. В Шотландии сохранились многочисленные топонимы с именами св. аббатов Ионы (чаще всего Колумбы и Адамнана) и сведения о посвящённых этим святым церквах. Наибольшая их концентрация наблюдается в области Аргайл (Западная Шотландия), вокруг Данкелда и в восточной части Шотландии (средневековое епископство Абердин). Несмотря на то что эти данные относятся к более позднему времени, они дают исследователям представление о локализации церквей «общины Колумбы» в государстве Альба. После церковной реформы XII в. Данкелдская кафедра утратила особое церковно-политическое положение, однако оставалась центром почитания св. Колумбы как защитника Шотландии. Эта традиция получила продолжение в деятельности каноников (впоследствии монахов) основанного в XII в. приората св. Колумбы на острове Инчколм. В ирландских анналах содержатся сведения о крупной церковной общине на острове Иона в X–XI вв. В 979 г. Олаф (Амлав), скандинавский король Дублина, удалился на остров для совершения епитимии и вскоре там скончался. От XI в. также сохранились сведения о паломничестве из Ирландии на остров Иона (например, епископа Кетернаха в 1047 г.). В 986 г. отряд скандинавов разграбил обитель и убил аббата с 15 старцами, однако Сигурд, ярл Островов, отомстил за святотатство. Связи насельников монастыря со скандинавскими правителями нашли отражение в эпитафии на древненорвежском языке на кладбище Религ-Одран. О значении обители свидетельствует титулование в ирландских анналах аббата Фланнабры (ум. в 1025 г.) «преемником (Колумбы) на Ионе» (comarba Ia).

 



 
PR-CY.ru