ИОАННА ЛАМПАДИСТА МОНАСТЫРЬ - Страница 6

В верхнем регистре помещены сцены «Христос и самарянка», «Исцеление расслабленного», «Исцеление больного водянкой», «Исцеление слепого»; в среднем регистре – «Мария Магдалина, возвещающая апостолам Воскресение Христово», «Явление Христа Марии Магдалине», «Уверение апостола Фомы», «Явление Христа на Тивериадском озере» («Чудесный улов») и частично утраченная композиция, изображающая беседу Христа с апостолом Петром («Паси овец Моих»); в нижнем регистре – образы великомученика Никиты, мученика Христофора, равноапостольных Константина и Елены, мученика Меркурия, великомученика Артемия, преподобного Алексия, человека Божия, преподобного Иоанна Юродивого. В люнете над дверью, ведущей в кафоликон, – погрудное изображение священномученика Ираклидия, выше – Нерукотворный образ Спасителя. На северной стене сохранились сцены «Брак в Кане Галилейской» (верхний регистр), «Явление апостолам по Воскресении», «Жёны-мироносицы у гроба» и «Воскресение Христово» (средний регистр), на южной стене над дверью – «Три отрока в печи огненной» и «Пророк Даниил во рву львином». Фрески на северной стене относят к XVI в. Росписи Латинской капеллы с ренессансными элементами – наиболее яркий пример синтеза византийской и итальянской живописи на Кипре. Для них характерны трёхмерная трактовка пространства, использование в качестве фона ренессансной архитектуры или пейзажа с западноевропейскими замками. По сравнению с традиционной византийской живописью более индивидуализированы лики, фигуры (особенно в многофигурных композициях) выполнены натуралистичнее, в них передана свобода движения, и их позы естественны. Искусно организованы композиции, например, трёхчастное деление сцены «Гостеприимство Авраама», достигнутое благодаря разграничению пространства тонкими колоннами. Главной темой росписей является Акафист Пресвятой Богородице. В заключительной сцене «О, Всепетая Мати» по правую руку от Богоматери изображены католические иерархи. В конхе апсиды помещена Богоматерь с Младенцем на престоле, по сторонам – «Пророк Моисей перед Неопалимой Купиной» и «Моисей, получающий скрижали», а над Ней – «Гостеприимство Авраама». На западной стене изображено «Древо Иессеево», на своде представлены погрудные изображения 12 апостолов и 12 святых. А. и Дж. Стилиану датировали их конца XV в. и считали, что они напоминают произведения североитальянской живописи, например, фрески Капеллы дельи Скровеньи (Капеллы дель Арена) в Падуе, выполненные Джотто. Э. Константиниди высказала мнение, что мастер, расписавший Латинскую капеллу, является тем же художником, который работал в церкви Пресвятой Богородицы (Панагия тис Подиту) в Галате (1502 г.). При этом, указывая на более зрелую манеру мастера фресок Латинской капеллы, она считает их более поздними.

 



 
PR-CY.ru