ИОАННА ЛАМПАДИСТА МОНАСТЫРЬ - Страница 5

Он украшен орнаментом, включающим как гербы Лузиньянов и других знатных французских фамилий, так и изображения двуглавых орлов. В местном ряду находятся икона архангела Михаила (XIII в.) и чтимый образ священномученика Ираклидия, написанный в 1543 г. по заказу священника Георгия. Церковь Иоанна Лампадиста (XII в.) была полностью перестроена в XIV и XVII–XVIII вв. (Г. Дер Партог приводит точную дату – 1731 г.) или, по мнению И.А. Илиадиса, раньше второй половины XVI в. (на основании фрески первой половины XVI в. с изображением Иоанна Лампадиста на северной стене церкви); при перестройке были почти полностью разобраны северная и южная стены. От первоначальной постройки осталась только небольшая часть северной стены: северо-восточный столп и идущая от него на восток узкая арка, сохранившая фрагменты двух слоёв живописи XII в. Из-за плохой сохранности исследователям трудно установить сюжет росписей. Предполагают, что здесь было изображено погребение Иоанна Лампадиста. Иконостас датируется XVII – началом XVIII в., царские врата – XVI в., деисусный ряд состоит из икон 1772, 1775 и 1782 гг., праздничный – из икон XVI в. Честная глава святого в серебряном ковчеге (1641 г.) помещена в нише в стене, отделяющей церковь Иоанна Лампадиста от Латинской капеллы. На стене вокруг этой ниши есть несколько надписей, в том числе Василия Григорьевича Григоровича-Барского, посетившего монастырь Иоанна Лампадиста в 1735 г., и известного критского живописца Иоанна Корнароса. Нартекс был сооружён в связи со значительным притоком паломников к гробнице Иоанна Лампадиста. Над южным входом находится повреждённая надпись, в которой сообщается, что расписавший нартекс художник прибыл из Константинополя. Исследователи полагают, что его приезд был связан со взятием византийской столицы турками в 1453 г. Одним из заказчиков росписей была семья некоего анагноста и доместика Михаила. Часть фресок в северной части нартекса была утрачена в XVIII в. при сооружении прохода в церкви Иоанна Лампадиста. А. и Дж. Стилиану обратили внимание, что стиль росписей, довольно примитивный, не соответствует представлениям о столичном и провинциальном искусстве, с последним из которых обычно связывали «ремесленный» стиль. Кроме фигур святых в нижней зоне все другие фигуры отличаются грузностью, грубой трактовкой ликов, схематичностью одеяний. Исследователи находят примечательным, что в числе грешников, вверженных в огненную реку, представлены императоры и члены греческого православного духовенства, а также два латинских аристократа в чёрных широкополых шляпах. Восточная стена нартекса разделена на три регистра, кроме южной части, которую занимает композиция «Страшный Суд».

 



 
PR-CY.ru