ИОАННА ЛАМПАДИСТА МОНАСТЫРЬ - Страница 2

Весь свод южного рукава креста занимает композиция «Вознесение». На восточных столпах с западной стороны изображены фигуры Христа и Богородицы в рост (над ними – пророки); на юго-западном столпе с восточной стороны – Деисус, с западной – Богоматерь с Младенцем на левой руке, с северной – мученица Кириакия, одеяние которой украшено медальонами с персонификациями дней недели, и неизвестная святая в красном омофоре (великомученица Марина?); на северо-западном столпе с восточной стороны – преподобные Андроник и Афанасия, над ними – Нерукотворный образ Спасителя, с западной – преподобномученица Параскева Иконийская с иконой «Спас во гробе», с южной – священномученик Ираклидий и преподобный Симеон Столпник. К этому же слою росписи принадлежит огромная фигура архангела Михаила справа от западной двери. Первый из исследователей росписей XIII в. в монастыре Иоанна Лампадиста А. Папагеоргиу отметил, что эти росписи демонстрируют разрыв связей с современным византийским искусством, консервативную тенденцию кипрской живописи, опирающуюся на комниновские образцы XII в., но в значительно упрощённом виде, а также появление элементов западного и восточного влияния. С. Бойд прослеживает отголоски стиля росписей церкви Панагии Аракос: удлинённые фигуры, преувеличенно взволнованные изгибающиеся позы пророков, особенно Захарии в барабане, но при этом отмечает большую материальность в изображении этих фигур. М. Панайотиди сопоставила росписи монастыря Иоанна Лампадиста с фресками третьей четверти XIII в. в некоторых церквах Южного Пелопоннеса (первого художника в церкви св. Бессребреников в Кипуле и изображение Христа перед Пилатом в нартексе церкви Агиос-Стратигос близ Ано-Буларии), которые характеризуются значительным упрощением художественных средств комниновского периода (схематичностью моделировки фигур и одеяний, яркими цветами и оживлёнными жестами), считая это явление типичным для византийских областей, захваченных крестоносцами. По мнению А. Папагеоргиу, не все фрески XIII в. выполнены одним мастером. Стиль одного из художников характеризуется близостью к кипрской живописи конца XII – начала XIII в. (он использует серо-белые световые пятна в форме широких мазков вокруг носа и под глазами и выделяет скулы широкими красными румянами). Лики, выполненные этим художником, имеют яйцевидную форму. Складки одеяний он моделирует более искусно по сравнению со вторым художником, а фигуры отличаются статичностью. Другой мастер изображает лики узкими и без румян, а фигуры представлены в неестественных позах с вычурными жестами. А. Папагеоргиу считает этого художника чуждым традиции кипрской живописи, указав на жёсткость линий, безыскусную трактовку одежд, особенности иконографической программы (сцена «Вознесение Господне» помещена на южном своде вместо восточного, а «Жертвоприношение Авраама» – на западном своде, а не в алтарной части), а также на многочисленные орфографические ошибки в надписях.

 



 
PR-CY.ru